Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почётненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол №
__________ А.Н. Городова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
____________ Т.В. Кадырова
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Почётненский
УВК __________ С.И. Масляк
Рабочая программа
по кружку внеурочной деятельности
«Орлята России»
направление: социальное
на 2023/2024 учебный год – 1-4 классы
Составлена
учителями начальных классов
А.И. Кудрявцевой,
А.Н. Городовой,
Е.В. Филипчук,
Н.А. Бугановой
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол №
с. Почётное, 2023 год
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по кружку «Орлята России»
разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральным
государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об
утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями); приказа Минпросвещения от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»; методических рекомендаций по уточнению
понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.368521; в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» национального проекта «Образование »; с учетом Программы
воспитания МБОУ Почетненский УВК.
Программа направлена на формирование социально-значимых качеств личности
обучающихся (активной жизненной позиции), включение школьников в позитивное
преобразование социального мира, способствующее самореализации в обществе и
развитию социальных возможностей (потенций) - его способностей, знаний, ценностных
установок.
В основу кружка внеурочной деятельности «Орлята России» положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных
треков (траекторий социально-коммуникационного развития) осуществить качественный
переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской
идентичности».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Цикличность курса, где даётся
возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на
полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать
применить этот опыт в своей жизни.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес
к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность
Место учебного кружка в плане внеурочной деятельности: учебный кружок
предназначен для обучающихся 14-х классов; рассчитан на 1 час в неделю, 33 часа в год в
1 классе, 34 часа в год во 2-4 классах.
Содержание кружка внеурочной деятельности
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения (1 класс) и
7-ми разделов: «Орленок -эрудит», «Орленок-хранитель», «Орленок - лидер», «Орленок мастер», Трек «Орленок - спортсмен», «Орленок - доброволец», «Орленок - эколог».
Планируемые результаты освоения кружка внеурочной деятельности
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес
к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки
наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях знаний);
3
●
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного
для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке
Личностные результаты изучения кружка
У обучающегося
будут сформированы основы российской гражданской
идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России ;
гуманистические и демократические ценностные ориентации,
Обучающийся овладеет начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся
и развивающемся мире.
У обучающегося будет развита самостоятельность, личная ответственность за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах.
У обучающегося будут сформированы навыки сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.
У обучающегося будет сформирована установка на безопасный, здоровый образ
жизни.
сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
У обучающегося ученика будет сформированы эстетические потребности, ценности
и чувства.
Метапредметные результаты изучения кружка
Коммуникативные УУД:
владение методами поиска, переработки, хранения и передачи информации;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
умение использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение определять общую цель и пути ее достижения.
Познавательные УУД:
умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать
объекты, явления по родовидовым
признакам;
умение
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
умение работать с таблицами, картами, схемами;
умение кодировать и декодировать информацию.
Регулятивные УУД:
умение планировать свою деятельность;
умение
осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе
деятельности;
умение
анализировать причины
своего успеха/неуспеха.
4
Предметные результаты изучения кружка внеурочной деятельности «Орлята
России»
Обучающийся научится:
использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач;
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации;
применять математические знания для решения учебно¬познавательных и учебнопрактических задач;
выполнению элементарных
правил
экологической
грамотности,
нравственного поведения в мире природы и людей,
элементарным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
практическим умениям и навыкам в различных видах художественной
деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.);
использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных
творческих, технологических и организационных задач.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тематическое планирование
1 класс
Тема раздела
Количе
Форма
ство
проведения
часов
занятия
Введение
1
Игра-путешествие,
беседа, сюжетные
«Орленок -эрудит».
5
игры, мастерские,
«Орленок-доброволец».
5
игры,
«Орленок - мастер».
5
презентации,
«Орленок - спортсмен».
5
обсуждение
«Орленок
–
хранитель
5
прочитанных
исторической памяти».
произведений,
«Орленок - эколог».
5
просмотр
«Орленок - лидер».
2
видеороликов.
33
Тематическое планирование
2 класс
Тема раздела
Количе
Форма
ство
проведения
часов
занятия
«Орленок - лидер».
5
Игра-путешествие,
беседа, сюжетные
«Орленок -эрудит».
5
игры, мастерские,
«Орленок - мастер».
5
игры,
«Орленок-доброволец».
5
презентации,
«Орленок - спортсмен».
5
обсуждение
«Орленок - эколог».
5
ЭОР
Инфоурок,
РЭШ,
Учи.ру,
https://рдш.рф/compet
ition/2686,
http://2022.orlyonok.ru
/or2022.pdf;
http://windows.edu/ru,
http://schoolcollektion.edu/ru.
ЭОР
Инфоурок,
РЭШ,
Учи.ру,
https://рдш.рф/compet
ition/2686,
http://2022.orlyonok.ru
/or2022.pdf;
5
7.
«Орленок
–
хранитель
исторической памяти».
4
прочитанных
произведений,
просмотр
видеороликов.
http://windows.edu/ru,
http://schoolcollektion.edu/ru.
34
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тематическое планирование
3-4 классы
Тема раздела
Количе
Форма
ство
проведения
часов
занятия
«Орленок - лидер».
5
Игра-путешествие,
беседа, сюжетные
«Орленок -эрудит».
5
игры, мастерские,
«Орленок - мастер».
5
игры,
«Орленок-доброволец».
5
презентации,
«Орленок - спортсмен».
5
обсуждение
«Орленок - эколог».
5
прочитанных
«Орленок
–
хранитель
4
произведений,
исторической памяти».
просмотр
видеороликов.
34
ЭОР
Инфоурок,
РЭШ,
Учи.ру,
https://рдш.рф/compet
ition/2686,
http://2022.orlyonok.ru
/or2022.pdf;
http://windows.edu/ru,
http://schoolcollektion.edu/ru.
Формы организации учебных занятий и основных видов
учебной
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
Реализация программы осуществляется через
сочетание разнообразных по
содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин,
экскурсий, бесед, тестов, тематических занятий, анализа конкретных ситуаций, разработок
проектов.
Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 - 1-4 классы на 2023/2024 учебный год.
6