Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО естественноматематического цикла
Протокол № 01
от «25»08. 2022г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебной работе
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
__________ Н.В. Кунахова
__________ С.Н.Черныш
« 26»08 2022 г.
Приказ от 26.08.2022 г №333
____________ Т.М. Редька
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
2022 / 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД - 7 КЛАСС
Составлена
учителем
Коваленко А.А.
Рекомендована к
педагогическим советом
Протокол № 01 _
« 25 »
08
2022 г.
с. Почетное, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе:Федерального закона
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015
№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;Авторской программой курса «Информатика и ИКТ»
7- 9 класс Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - ООО
«Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 г. – 166 с.;с учетом Программы воспитания
МБОУ Почетненский УВК.
Учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика»,учебник для
7класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022.
Изучение информатики в 7-х классах направлено на достижение следующих целей:
• формированиеобщеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в
том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать ее результаты;
•
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий
основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование
общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• формирование
учащимися
умений
применять
опыт
поведения,опыт
применениясформированных знаний и отношений на практике;
• создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников,
и, прежде всего, ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда.
В 7 классе необходимо решить следующие задачи:
• создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных
дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
• сформировать у учащихся
умения организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи
фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль –
интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –
осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• сформировать у учащихся
умения и навыки информационного моделирования как
основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы
в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
• сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств;
• сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные
умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с
помощью составленных для них алгоритмов;
• сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
2.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель — и их свойствах.
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе, развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Общее число часов – 33 ч. Резерв учебного времени – 1 ч.
1. Введение в предмет 1 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса
информатики.
2. Человек и информация 4 ч. (1+3)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы
редактирования.
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
Практическая работа №2 «Работа с тренажёром клавиатуры»
Практическая работа №3 «Единицы измерения информации»
Учащиеся должны знать:
➢
➢
➢
➢
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные
языки;
➢ как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
➢ что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
➢ приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой
деятельности, живой природы и техники;
➢ определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
➢ приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
➢ измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного
алфавита);
➢ пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
➢ пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч. (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление
данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники
безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные
функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный
пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера,
со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной
системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и
удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов
на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Практическая работа №4 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних
устройств»
Практическая работа №5 «Пользовательский интерфейс»
Практическая работа №6 «Работа с файловой структурой операционной системы»
Учащиеся должны знать:
➢ правила техники безопасности и при работе на компьютере;
➢ состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
➢ основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств
ввода и вывода информации);
➢ структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
➢ типы и свойства устройств внешней памяти;
➢ типы и назначение устройств ввода/вывода;
➢ сущность программного управления работой компьютера;
➢ принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка),
файловая структура;
➢ назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
➢ включать и выключать компьютер;
➢ пользоваться клавиатурой;
➢ ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с
окнами;
➢ инициализировать выполнение программ из программных файлов;
➢ просматривать на экране директорию диска;
➢ выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение,
удаление, переименование, поиск;
➢ использовать антивирусные программы.
4. Текстовая информация и компьютер 9 ч. (3+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними
носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с
ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные
словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки
при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с
выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и
маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со
встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практическая работа №7 «Ввод и редактирование текста»
Практическая работа №8 «Форматирование текста»
Практическая работа №9 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста»
Практическая работа №10 «Таблицы в текстовом документе»
Практическая работа №11 «Дополнительные возможности текстового процессора»
Итоговое практическое задание №12 «Создание и обработка текстовых документов»
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика
сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
по
Учащиеся должны знать:
➢ способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки,
текстовые файлы);
➢ назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
➢ основные
режимы
работы
текстовых
редакторов
(ввод-редактирование,
печать,
орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
➢ набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
➢ выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
➢ сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5. Графическая информация и компьютер 5 ч. (2+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования
изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового
типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком
(копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора
векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практическая работа №13 «Работа с растровым графическим редактором»
Практическая работа №14 Работа с векторным графическим редактором
Практическая работа №15 «Технические средства компьютерной графики»
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в
среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
➢ способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре,
кодировке цвета, видеопамяти;
➢ какие существуют области применения компьютерной графики;
➢ назначение графических редакторов;
➢ назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего
поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
➢ строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
➢ сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
6. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч. (2+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера;
понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные
презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций;
создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст,
демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
Практическая работа №16 «Создание презентации»
Практическая работа №17 «Технология мультимедиа»
Практическая работа №18 «Создание гиперссылок»
Практическая работа №19 «Демонстрация презентации на заданную тему»
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись
изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование
записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
➢ что такое мультимедиа;
➢ принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
➢ основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
−
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение,
звук, анимацию и текст.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Кол-во
часов
Теория
Контрольные
работы
Практические
работы
1.
Введение в предмет
1
1
2.
Человек и информация
4
1
3.
6+1
3
4.
Компьютер: устройство и программное
обеспечение
Текстовая информация и компьютер
9
3
6
5.
Графическая информация и компьютер
5
2
3
6.
6+1
2
7.
Мультимедиа и компьютерные
презентации
Резерв
1
1
8.
Всего:
34
13
3
1
3
1
4
2
19
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности
– уроки вузовского типа (урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-зачет);
– уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок–
контрольная работа, межпредметный урок);
– уроки игрового типа (урок-конкурс, урок-викторина, урок-проект);
– уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной
рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих
таблиц, урок-диктант).
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Приложение №1 – 7 класс на 2022/2023 учебный год.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального
образования Красноперекопский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО естественноматематического цикла
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
Протокол №01 от «25» 08 2022г.
_________Н.В. Кунахова
_________Т.М. Редька
« 26 »
08
2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
________ С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г №333
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИНФОРМАТИКЕ
2022 / 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД - 7 КЛАСС
Составлена
учителем
Коваленко А.А.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 01 _
« 25 »
08
2022 г.
с. Почетное, 2022 год
№
п/п
Дата проведения
Тема урока
план
факт
Введение в предмет 1ч.
1.
05.09.22
Правила поведения и техника безопасности.
Наука информатика.
Человек и информация 4 ч.
2.
Информация её виды и свойства
12.09.22
3.
Информационные процессы
19.09.22
Практическая работа №1 «Работа с
клавиатурным тренажером»
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
26.09.22
Практическая работа №2 «Работа с
тренажёром клавиатуры»
03.10.22
Практическая работа №3 «Единицы
измерения информации»
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч.
Архитектура ПК
Практическая работа №4 «Знакомство с
комплектацией устройств ПК, подключение
внешних устройств». ТБ
Типы и состав программного и системного
обеспечения.
Практическая работа №5 «Пользовательский
интерфейс» ТБ
Файлы и файловые структуры.
Практическая работа №6
«Работа с файловой структурой
операционной системы» ТБ
Контрольная работа №1. Итоговое
тестирование по темам «Человек и
информация. Первое знакомство с
компьютером»
10.10.22
17.10.22
24.10.22
07.11.22
14.11.22
21.11.22
28.11.22
Текстовая информация и компьютер 9 ч.
13.
14.
15.
16.
17.
Представление текстов в памяти компьютера.
Кодировочные таблицы
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Практическая работа №7 «Ввод и
редактирование текста» ТБ
Практическая работа №8«Форматирование
текста» ТБ
Практическая работа №9 «Буфер обмена.
Поиск и замена фрагментов текста» ТБ
05.12.22
12.12.22
19.12.22
26.12.22
09.01.23
Примечание
(Повторение)
18.
Таблицы в текстовом документе
19.
23.01.23
Практическая работа №10«Таблицы в
текстовом документе» ТБ
30.01.23
Практическая работа №11 «Дополнительные
возможности текстового процессора». Зачет
по теме «Текстовая информация и
компьютер». ТБ
06.02.23
Итоговое практическое задание
№12«Создание и обработка текстовых
документов»
Графическая информация и компьютер 5 ч.
20.
22.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Компьютерная графика.
Практическая работа №13«Работа с
растровым графическим редактором» ТБ
Кодирование изображения
16.01.23
13.02.23
20.02.23
27.02.23
06.03.23
Практическая работа №14«Работа с
векторным графическим редактором» ТБ
13.03.23
Практическая работа №15 «Технические
средства компьютерной графики» ТБ
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч.
Компьютерные презентации
Практическая работа №16 «Создание
презентации»ТБ
Технические средства мультимедиа.
Практическая работа №17 «Технология
мультимедиа»
Практическая работа №18 «Создание
гиперссылок»
Контрольная работа №2. Итоговое
тестирование по курсу 7 класса
Практическая работа №19«Демонстрация
презентации на заданную тему»
Резерв 1 ч.
27.03.23
03.04.23
Решение задач ГВЭ
22.05.23
10.04.23
10.04.23
24.04.23
15.05.23
22.05.23
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п\п
Название раздела,
темы
учителя Коваленко Александра Анатольевича
по информатике
в 7 классе
Тема урока
Дата
Причина
Корректиру
проведения
корректиров
ющее
по плану
ки
мероприятие
Дата
проведения по
факту