Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно – воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
№ протокола____01____
от 25.08.2022 г
___________Т. М. Редька
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
________Кунахова Н. В
«_____» _______2022 г
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
________Черныш С. Н.
«_____» _______2022 г
Приказ от 26.08.2022 г. № 333
Рабочая программа
по биологии
на 2022/2023 учебный год-8 - класс
Составлена
учителем биологии
Харченко А. – Л. В.
Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08.2022 г.
с. Почетное, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 г.
№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Государственного
стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897); примерной рабочей программы из
сборника «Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В.
Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. :Просвещение, 2020. — 128 с. : ил.» Программа
ориентирована на использование учебника Биология. 8 класс. Под ред. В.В. Пасечника– М.:
Просвещение, 2022. Учебник входит в линию учебников «Линия жизни».
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы и человека; овладение умениями применять
биологические термины для объяснения процессов и явлений живой природы,
жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных
достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения
к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; использование
приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном
здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей
деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для
соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧ –инфекции; создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач: уделение
значительного внимания здоровью человека, как наиболее значимой ценности;
формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и
культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни; формирование знаний об
анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и
правил, генетических и экологических условий. Влияющих на процесс индивидуального
развития человека; формирование у подрастающего поколения представлений о
теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;
формирование влияния на здоровье человека трёх важнейших факторов –
наследственности, природной и социальной среды, образа жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные
планы. Основные личностные результаты обучения биологии: воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения
к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости
и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения
к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных,
экологических и экономических особенностей; развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и
младшими
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ
экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных
обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий,
способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению
индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии: умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение
осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков
биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов,
экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах); приведение доказательств (аргументация) родства человека с
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей
среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений
и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в
жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у
человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и
органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах —
органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных
отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и
домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и
животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов;
приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в
экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем
органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и
описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и
основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в
природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете
биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма.
В эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Содержание учебного предмета.
8 класс
(68 часов)
Наука о человеке (5 ч.)
Науки о человеке и их методы. Биологическая природа человека. Расы человека.
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Обобщение по теме «Науки о
человеке».
Контрольная работа №1: «Науки о человеке».
Планируемые результаты
Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека.
Характеризовать основные методы медицины; основные типы здоровья человека.
Описывать вклад ведущих зарубежных и отечественных учёных в развитие наук об
организме человека, медицины.
Использовать различные источники информации для подготовки и презентации
проектов; информационные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи здоровья и
культуры поведения.
Выполнять правила поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья
человека.
Проводить самонаблюдения: «Определение оптимального веса», «Исследование ногтей».
Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдений.
Общий обзор организма человека (2 ч.)
Строение организма человека. Регуляция процесса жизнедеятельности.
Лабораторная работа №1: «Изучение микроскопического строения тканей организма
человека».
Лабораторная работа №2: «Проявление рефлексов у человека».
Планируемые результаты
Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя различные
ресурсы; части нервной системы по расположению, функциям.
Объяснять взаимосвязь строения и функций, тканей, органов и систем органов человека;
взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями; Объяснять
особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями,
механизм свёртывания крови.
Определять ткани в процессе лабораторной работы «Ткани организма человека».
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы
вегетативной нервной системы; виды иммунитета, влияющие на иммунитет факторы,
способы заражения ВИЧ.
Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями и
отделами нервной системы; вклад И. П. Павлова в развитие отечественной науки,
химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма;
характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по
профилактике заражения ВИЧ.
Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе;
Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных
рефлексов; компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови;
основные форменные элементы крови, кроветворные органы.
Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную
регуляцию.
Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.
Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта
о научной деятельности И.П. Павлова
Подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И. И. Мечникова в
развитие отечественной науки.
Выполнять лабораторную работу «Строение крови лягушки и человека», практическую
работу «Изучение результатов анализа крови».
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство
толерантности по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.
Находить необходимую информацию по теме, используя дополнительные
информационные ресурсы.
Опора и движение (7 ч.)
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Скелет человека.
Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.
Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и её регуляция. Нарушение опорнодвигательной системы. Травматизм. Обобщение по теме «Опора и движение».
Лабораторная работа №3: «Изучение микроскопического строения кости».
Лабораторная работа №4: «Работа мышц».
Лабораторная работа №5: «Выявление плоскостопия».
Контрольная работа №2: «Опора и движение».
Планируемые результаты
Называть части опорно-двигательной системы, структурные компоненты костей, их
виды; структурные компоненты мышц, виды мышц; основные группы мышц, описывать
их работу; условия формирования правильной осанки.
Описывать особенности химического состава костей; особенности строения поясов
конечностей, свободных конечностей; особенности работы мышечной системы;
особенности соединения костей черепа и позвоночника человека: основные травмы
скелета; функции опорно-двигательной системы в целом и её компонентов.
Объяснять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения,
химического состава костей и их функциями; взаимосвязь строения костей с их
функциями; механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических
нагрузок, используя свой опыт (наблюдения);взаимосвязь между типами соединения
костей и выполняемыми функциями; взаимосвязь между строением мышц и
выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц;
причины нарушения осанки и формирования плоскостопия; значение двигательной
активности, сбалансированного питания для роста и развития опорно-двигательного
аппарата.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Отрабатывать навыки ведения эксперимента.
Использовать информационные ресурсы для подготовки доклада о вкладе Н. И.
Пирогова в развитие отечественной науки; в том числе электронное приложение, для
подготовки сообщения о результатах самонаблюдения; для подготовки реферата о
способах оказания доврачебной помощи при травмах скелета.
Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости, отделы
позвоночника. Компоненты добавочного скелета человека, виды соединения костей;
компоненты опорно-двигательной системы, части скелета, группы мышц.
Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных; различать строение и функции
скелетных мышц.
Проводить самонаблюдение «Определение гибкости позвоночника»; самонаблюдения
«Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих
мышц»; самонаблюдение «Координация работы мышц»; самонаблюдение «Выявление
плоскостопия».
Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда в жизни человека.
Развивать умения наблюдать.
Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в
укреплении организм
Оказывать доврачебную помощь при переломах, вывихах и растяжениях; первую
доврачебную помощь при травмах скелета.
Распознавать части скелета, группы мышц, типы соединения костей на таблицах,
моделях.
Устанавливать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями при рассмотрении
костей, суставов, мышц.
Оценивать состояние осанки, выявлять плоскостопие на основе результатов
самонаблюдений.
Внутренняя среда организма (2 ч.)
Состав внутренней среды организма и её функции. Состав крови. Постоянство внутренней
среды. Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. Иммунитет. Нарушение
иммунной системы человека. Вакцинация.
Лабораторная работа №6: «Микроскопическое строение крови».
Планируемые результаты
Сравнивать и описывать состав лимфы и плазмы, их значение.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Объяснять роль лимфатической системы в организме человека, её связь с
формированием иммунитета.
Кровообращение и лимфообращение (5 ч.)
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сосудистая система.
Лимфообращение. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Обобщение по теме «Кровообращение и лимфообращение».
Лабораторная работа №7: «Измерение кровяного давления».
Контрольная работа №3: «Кровообращение и лимфообращение».
Планируемые результаты
Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов; показатели скорости
кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно - сосудистой системы; фазы
сердечного цикла; структурные компоненты лимфатической системы.
Сравнивать и описывать
кровообращения.
движение
крови
по
большому
и
малому кругам
Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта
«Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний»; информационные ресурсы, в том
числе электронное приложение, для отработки навыков оказания доврачебной помощи.
Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам; механизмы
нервной и гуморальной регуляции кровообращения; кровотечения разных видов.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием; гигиенические правила, направленные на предупреждение сердечнососудистых заболеваний.
Уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.
Определять виды кровотечений по таблицам, рисункам, материалам электронного
приложения.
Применять знания и опыт деятельности при оказании первой помощи при обмороках,
повреждениях сосудов.
Объяснять
взаимосвязь
строения
стенок
артерий,
вен,
капилляров
с
выполняемыми функциями; механизм протекания сердечного цикла, явление автоматия
сердца; приспособительные особенности работы сердца в различных экологических
условиях, последствия влияния алкоголя, никотина на сердечно-сосудистую систем;
причины обмороков, кровотечений.
Дыхание (6 ч.)
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Механизм дыхания. Жизненная ёмкость
легких. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Заболевание органов дыхания и их
профилактика. Реанимация. Обобщение по теме: «Дыхание».
Лабораторная работа №8: «Измерение охвата грудной клетки в состоянии вдоха и
выдоха».
Лабораторная работа №9: «Определение частоты дыхания».
Контрольная работа №4: «Дыхание».
Планируемые результаты
Называть органы дыхания, выполняемые ими функции; основные источники загрязнения
воздуха, наиболее опасные болезни дыхательной системы.
Сравнивать и описывать механизмы вдоха и выдоха.
Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта «О вреде курения».
Описывать Жизненной ёмкости лёгких; механизмы нервной и гуморальной регуляции
дыхания; роль кашля и чихания как защитных рефлексов.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Определять лёгочные объёмы, жизненную ёмкость лёгких.
Владеть основными приёмами оказания первой помощи при нарушениях дыхания.
Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе
обмена веществ; механизмы вдоха и выдоха; необходимость проветривания помещений,
последствия загрязнения воздуха для организма человека.
Питание (4 ч.)
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Пищеварение в ротовой
полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание
питательных веществ в кровь. Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Планируемые результаты
Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи; типы
пищеварения, обмена веществ. Виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками,
коренными зубами; отделы кишечника, симптомы аппендицита.
Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли
печени в организме человека; информационные ресурсы для подготовки и презентации
проекта о сущности и значении опытов И.П. Павлова, связанных с изучением процесса
пищеварения; различные виды информационных ресурсов для изучения процесса
пищеварения.
Описывать органы пищеварительной систем.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Применять знания о строении и функциях пищеварительной системы, гигиене и
культуре питания в ситуациях повседневной жизни; в повседневной жизни
Обмен веществ и превращение энергии (5 ч.)
Пластический и энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека. Нормы и режимы питания. Нарушение обмена
веществ. Обобщение по теме «Обмен веществ и превращение энергии».
Контрольная работа №5: «Пищеварение».
Планируемые результаты
Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества;
группы витаминов, продукты, в которых они содержатся; среднесуточные энергетические
затраты, правила питания детей и подростков.
Сравнивать и описывать процессы, протекающие в ходе обмена веществ, связь
белкового, углеводного, жирового обменов, роль ферментов в реакциях обмена.
Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития
организма, симптомы гипо- и авитаминоза; суточный рацион питания.
Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта
«Обмен веществ — основной признак живых организмов.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Выделение продуктов обмена (2 ч.)
Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Заболевание органов мочевыделения.
Планируемые результаты
Описывать фазы мочеобразования, сравнивать состав плазмы крови, первичной и
вторичной мочи, органы мочевыделительной системы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительной систем,
структурные компоненты почек.
Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек.
Покровы тела человека (4 ч.)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Болезни и травмы кожи. Гигиена
кожных покровов. Обобщение по теме «Выделение продуктов обмена. Покровы тела
человека».
Практическая работа №1: «Определение типа своей кожи».
Контрольная работа №6: «Выделение. Покровы тела».
Планируемые результаты
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи
здоровья кожи и соблюдения гигиенических требований.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни; с анатомофизиологической точки зрения правила гигиены кожи.
Применять гигиенические требования к одежде и обуви, правила ухода за волосами,
ногтями; знания о принципах закаливания и опыт оказания первой помощи при
повреждении кожи в повседневной жизни.
Прогнозировать последствия нарушения норм и правил личной гигиены.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 ч.)
Железы внутренней секреции и их функции. Работа эндокринной системы и её
нарушение. Строение нервной системы и её значение. Спинной мозг. Головной мозг.
Вегетативная нервная система. Нарушения в работе нервной системы и их
предупреждение. Обобщение по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности».
Практическая работа №2: «Штриховое раздражение кожи».
Контрольная
работа
жизнедеятельности».
№7:
«Нейрогуморальная
Планируемые результаты
регуляция
процессов
Называть и описывать структурные компоненты спинного мозга, его функции;
Называть отделы головного мозга; функции отделов головного мозга; железы
внутренней секреции и железы смешанной секреции;
Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга. Прогнозировать
последствия травм позвоночника и спинного мозга. Использовать информационные
ресурсы для подготовки проекта о достижениях медицины в области изучения спинного
мозга; взаимосвязь строения и функций заднего и среднего мозга, значение отделов
головного мозга в рефлекторной деятельности организма; особенности строения и
основные функции желёз внутренней секреции.
Обосновывать функции изучаемых отделов; связь нервной системы с железами
внутренней секреции; роль ЦНС в рефлекторной деятельности организма;
Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника, материалах
электронного приложения; отделы головного мозга на иллюстративных материалах.
Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о
причинах сходства и различий; функции симпатической и парасимпатической систем.
Применять знания в процессе лабораторной работы «Строение головного мозга
человека»; знания в ситуациях выбора в пользу собственного здоровья
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием
Выявлять особенности работы соматического и вегетативного отделов нервной системы.
Делать вывод о значении связей отделов нервной системы для обеспечения целостности
организма.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о противоположной
направленности функционирования симпатической и парасимпатической систем; для
подготовки и презентации учебного проекта об исследованиях российского учёногоневролога Н.И. Геращенкова
Объяснять работу желёз внутренней секреции; причины и прогнозировать последствия
изменения функций желёз внутренней секреции; взаимосвязь строения и функций
спинного и головного мозга; эндокринных желёз;
симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы;
Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции;
последствия нарушения функций спинного и отделов головного мозга, эндокринных
желёз для жизнедеятельности организма;
Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.
Описывать структурные компоненты и функции спинного мозга, отделы головного
мозга.
Органы чувств. Анализаторы. (6 ч.)
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Вестибулярный
анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Вкусовой и обонятельный организаторы. Боль.
Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы».
Контрольная работа №8: «Органы чувств. Анализаторы».
Планируемые результаты
Называть органы чувств, отделы анализаторов; компоненты органа зрения, зрительного
анализатора; отделы органа слуха; органы мышечного и кожного чувства, обоняния и
вкуса; основные заболевания органов слуха, зрения;
Объяснять основной механизм работы анализаторов; механизм работы зрительного
анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения; механизм работы вкусового,
обонятельного, кожного и двигательного анализаторов; необходимость соблюдения
основных правил гигиены органов чувств для организма;
Сравнивать понятия «органы чувств» и «анализаторы».
Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней
средой.
Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения.
Проводить самонаблюдения «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа
хрусталика»; «Влияние давления в носовой полости на давление в среднем ухе»;
Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализаторов.
Обосновывать правила гигиены слуха.
Устанавливать взаимосвязи действия различных анализаторов в организме.
Характеризовать значение органов чувств во взаимосвязи с окружающей средой
Выполнять правила гигиены органов слуха и зрения.
Оказывать первую помощь при травмах органа зрения
Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных
жизненных ситуациях.
Проявлять компетентность здоровье сбережения.
Делать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей в
ситуациях выбора и принятия решений.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. (6 ч.)
Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение. Врожденное и
приобретенное поведение. Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной
деятельности человека. Обобщение по теме «Психика и поведение человека. Высшая
нервная деятельность».
Практическая работа №3: «Оценка объёма кратковременной памяти».
Контрольная работа №9: «Психика и поведение человека. Высшая нервная
деятельность».
Планируемые результаты
Знать/понимать: типы ВНД; типы мышления; значение воображения; виды памяти;
способы развития памяти; типы эмоциональных состояний.
Размножение и развитие человека (6 ч.)
Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки.
Оплодотворение. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Обобщение по теме «Размножение и развитие человека».
Контрольная работа №10: «Размножение и развитие человека».
Планируемые результаты
Называть компоненты мужской и женской половых систем человека и выполняемые ими
функции.
Описывать процессы: овуляции, менструации и поллюции, этапы эмбрионального
развития человека; основные периоды внутриутробного развития человека; основные
этапы внутриутробного развития человека.
Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о значении
репродуктивного здоровья.
Обосновывать правила гигиены при беременности и кормлении ребёнка.
Аргументировать необходимость соблюдения правил гигиены и питания беременной,
кормящей матери.
Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для
здоровья человека.
Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать
гендерные роли
Человек и окружающая среда (1ч.)
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека.
Планируемые результаты
Знать: как окружающая среда влияет на организм человека.
Тематическое планирование 8 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Раздел
Наука о человеке.
Общий обзор организма
человека.
Опора и движение
Внутренняя среда
организма.
Кровообращение и
лимфообращение.
Дыхание
Питание
Обмен веществ и
превращение энергии
Выделение продуктов
обмена
Покровы тела человека
Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности
Органы чувств.
Анализаторы.
Психика и поведение
человека. Высшая
нервная деятельность.
Размножение и развитие
человека.
Человек и окружающая
среда
Итого
Количество
часов
5
2
Лаборатор.
работы
2
Практичес.
работы
-
Контрол.
работы
1
-
7
2
3
1
-
1
-
5
1
-
1
6
4
5
2
-
-
1
1
2
-
-
-
4
7
-
1
1
1
1
6
-
-
1
6
-
1
1
6
-
-
1
1
-
-
-
68
8
3
10
Формы организации учебного предмета и основных видов
учебной деятельности.
• индивидуальная, парная; групповая; интерактивная.
• классно-урочная система, индивидуальные консультации, дидактические игры, работа в
малых группах, работа в парах сменного состава, технология учебно-поисковой
деятельности учащихся, проблемное обучение, информационно коммуникационные
технологии. Устные и письменные ответы, творческие работы, тестирование, урок –
путешествие, урок – суд, экскурсия.
Формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации; защита
творческих, проектных, исследовательских работ; тесты; самостоятельные, проверочные
работы; интерактивные задания; практические и лабораторные работы; устные зачеты;
устный опрос.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная.
Использование педагогических технологий: ИКТ, системы здоровье сберегающая,
проектная, игровая.
Календарно – тематическое планирование.
Приложение № 1 – календарно-тематическое планирование для 8 класса на 2022/2023
учебный год.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно – воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
№ протокола___01_____
от 25.08.2022 г
___________Т. М. Редька
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
________Кунахова Н. В
«_____» _______2022 г
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
________Черныш С. Н.
«_____» _______2021 г
Приказ от 26.08.2022 г. № 333
Календарно – тематическое планирование
по биологии
на 2022/2023 учебный год-8 класс
Составлена
учителем биологии
Харченко А. – Л. В.
Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08.2022 г.
с. Почетное, 2022 год
Календарно тематическое планирование 8 класс
2 часа в неделю
№ №
п/п фа
кт.
Дата
Дата
факт.
Тема
Наука о человека (5 ч.)
Науки о человеке и их методы.
1
1
01.09.
2022
2
2
02.09.
2022
Биологическая природа человека. Расы
человека.
3
3
08.09.
2022
Происхождение и эволюция человек.
Антропогенез.
4
4
09.09.
2022
Обобщение по теме "Наука о человека".
5
5
15.09.
2022
6
1
16.09.
2022
7
2
22.09.
2022
8
1
23.09.
2022
9
2
29.09.
2022
10
3
30.09.
2022
Контрольная работа №1: "Наука о
человеке".
Общий обзор организма человека (2 ч.)
Строение организма человек.
Лабораторная работа №1: "Изучение
микроскопического строения тканей
человека".
Регуляции процессов жизнедеятельности.
Лабораторная работа №2: "Проявление
рефлексов у человека".
Опора и движение (7 ч.)
Опорно-двигательная система. Состав,
строение и рост костей. Лабораторная
работа №3: "Изучение микроскопического
строения кости".
Скелет человека. Соединение костей.
Скелет головы. Скелет туловища. Скелет
конечностей и их поясов.
Строение и функции скелетных мышц.
11
4
06.10.
2022
Работа мышц и её регуляция.
Лабораторная работа№4: "Работа мышц".
12
5
07.10.
2022
Нарушение опорно-двигательной системы.
Травматизм. Лабораторная работа №5:
"Выявление плоскостопия".
Примечание.
(Д/з, повтор).
§1 - читать,
ответить на
вопросы.
§2 - читать,
ответить на
вопросы.
Заполнить
таблицу.
§3 - читать,
ответить на
вопросы.
Заполнить
таблицу.
§1 - 3 повторить.
Заполнить
таблицу.
§4 – 5 – читать,
ответить на
вопросы.
§6 – читать,
ответить на
вопросы.
§7 – читать,
ответить на
вопросы.
§8 – 9 – читать,
ответить на
вопросы.
§10 – читать,
ответить на
вопросы.
§11 – читать,
ответить на
вопросы.
§12 – читать,
ответить на
вопросы.
13.10.
2022
14.10.
2022
Обобщение по теме "Опора и движение".
§7 – 12 –
повторить.
13
6
14
7
15
1
20.10.
2022
16
2
21.10.
2022
17
1
27.10.
2022
18
2
28.10.
2022
Сосудистая система. Лимфообращение.
Лабораторная работа №7:"Измерение
кровяного давления".
19
3
10.11.
2022
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая
помощь при кровотечениях.
20
4
21
5
11.11.
2022
17.11.
2022
22
1
18.11.
2022
23
2
24.11.
2022
24
3
25.11.
2022
25
4
01.12.
2022
26
5
27
6
02.12.
2022
08.12.
2022
Обобщение по теме "Кровообращение и
лимфообращение.
Контрольная работа №3: "Кровообращение
и лимфообращение".
Дыхание (6 ч.)
Дыхание и его значение. Органы дыхания. §20 – читать,
ответить на
вопросы.
Механизм дыхания. Жизненная ёмкость
§21 – читать,
лёгких. Лабораторная работа №8:
ответить на
"Измерение обхвата грудной клетки в
вопросы.
состоянии вдоха и выдоха".
Регуляция дыхания. Охрана воздушной
§22 – читать,
среды. Лабораторная работа №9:
ответить на
"Определение частоты дыхания".
вопросы.
Заболевания органов дыхания, их
§23 – читать,
профилактика. Реанимация.
ответить на
вопросы.
Обобщение по теме "Дыхание".
§20 – 23 –
повторить.
Контрольная работа №4: "Дыхание".
28
1
09.12.
2022
Питание (4 ч.)
Питание и его значение. Органы
пищеварения и их функции.
29
2
15.12.
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и
Контрольная работа №2: "Опора и
движение".
Внутренняя среда организма (2 ч.)
Состав внутренней среды организма и её
функции. Состав крови. Постоянство
внутренней среды.
Свёртывание крови. Переливание крови.
Группы крови. Лабораторная работа №6:
"Микроскопическое строение крови".
Иммунитет. Нарушение иммунной
системы человека. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение (5 ч.)
Органы кровообращения. Строение и
работа сердца.
§13 – 14 –
читать, ответить
на вопросы.
§15 – 16 –
читать, ответить
на вопросы.
§17 – читать,
ответить на
вопросы.
§18 – читать,
ответить на
вопросы.
§19 – читать,
ответить на
вопросы.
§17 – 19 –
повторить.
§24 – читать,
ответить на
вопросы.
§25 – читать,
2022
пищевод.
30
3
16.12.
2022
Пищеварение в желудке и кишечнике.
31
4
22.12.
2022
Всасывание питательных веществ в кровь.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
32
1
23.12.
2022
33
2
29.12.
2022
Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека.
34
3
30.12.
2022
Нормы и режимы питания. Нарушение
обмена веществ.
35
4
Обобщение по теме "Питание".
36
5
12.01.
2023
13.01.
2023
37
1
19.01.
2023
38
2
26.01.
2023
Обмен веществ и превращение энергии (5 ч.)
Пластический и энергетический обмен.
ответить на
вопросы.
§26 – читать,
ответить на
вопросы.
§27 - 28 – читать,
ответить на
вопросы.
§29 – читать,
ответить на
вопросы.
§30 – 31 –
читать, ответить
на вопросы.
§32 – читать,
ответить на
вопросы.
§24 – 32 –
повторить.
Контрольная работа №5: "Пищеварение".
Выделение продуктов обмена (2 ч.)
Выделение и его значение. Органы
мочевыделения.
Заболевания органов мочевыделения.
Покровы тела человека (4 ч.)
Наружные покровы тела. Строение и
функции кожи. Практическая работа №1:
"Определение типа своей кожи".
Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных
покровов.
§33 – читать,
ответить на
вопросы.
§34 – читать,
ответить на
вопросы.
§35 – читать,
ответить на
вопросы.
§36 - 37 – читать,
ответить на
вопросы.
§33 – 37 –
повторить.
39
1
27.01.
2023
40
2
02.02.
2023
41
3
42
4
43
1
44
2
45
3
46
4
03.02.
Обобщение по теме "Покровы тела
2023
человека".
09.02.
Контрольная работа №6: "Выделение.
2023
Покровы тела".
Нерогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 ч.)
10.02.
Железы внутренней секреции и их
§38 - 39 – читать,
2023
функции. Работа эндокринной системы и
ответить на
её нарушения.
вопросы.
17.02.
Строение нервной системы и её значение.
§40 - 41 – читать,
2023
Спинной мозг.
ответить на
вопросы.
02.03.
Головной мозг.
§42 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
03.03.
Вегетативная нервная система.
§43 – читать,
2023
Практическая работа №2: "Штриховое
раздражение кожи".
Нарушения в работе нервной системы и их
предупреждение.
47
5
09.03.
2023
48
6
49
7
10.03.
2023
16.03.
2023
50
1
17.03.
2023
51
2
30.03.
2023
Слуховой анализатор.
52
3
31.03.
2023
Вестибулярный анализатор. Мышечное
чувство. Осязание.
53
4
06.04.
2023
Вкусовой и обонятельный анализаторы.
Боль.
54
5
55
6
56
1
57
2
58
3
59
4
60
5
61
6
62
1
63
2
Обобщение по теме "Нейрогуморальная
регуляция процессов жизнедеятельности".
Контрольная работа №7:
"Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности".
Органы чувств. Анализаторы (6 ч.)
Понятие об анализаторах. Зрительный
анализатор.
ответить на
вопросы.
§44 – читать,
ответить на
вопросы.
§38 - 44 –
повторить.
§45 – читать,
ответить на
вопросы.
§46 – читать,
ответить на
вопросы.
§47 – читать,
ответить на
вопросы.
§48 – читать,
ответить на
вопросы.
§45 - 48 –
повторить.
07.04.
Обобщение по теме "Органы чувств.
2023
Анализаторы.
13.04.
Контрольная работа №8: "Органы чувств.
2023
Анализаторы".
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч.)
14.04.
Высшая нервная деятельность. Рефлексы.
§49 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
20.04.
Память и обучение. Практическая работа
§50 – читать,
2023
№3: "Оценка объёма кратковременной
ответить на
памяти".
вопросы.
21.04.
Врождённое и приобретённое поведение.
§51 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
27.04.
Сон и бодрствование. Особенности
§52 - 53 – читать,
2023
высшей нервной деятельности человека.
ответить на
вопросы.
28.04.
Обобщение по теме Психика и поведение
§49 - 50 –
2023
человека. Высшая нервная деятельность.
повторить.
04.05.
Контрольная работа №9: "Психика и
2023
поведение человека. Высшая нервная
деятельность".
Размножение и развитие человека (6 ч.)
05.05.
Особенности размножения человека.
§54 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
11.05.
Органы размножения. Половые клетки.
§55 – читать,
2023
Оплодотворение.
ответить на
64
3
12.05.
2023
Беременность и роды.
65
4
18.05.
2023
Рост и развитие ребёнка после рождения.
66
5
67
6
19.05.
2023
25.05.
2023
68
1
Обобщение по теме "Размножение и
развитие человека".
Контрольная работа №10: "Размножение и
развитие человека".
Человек и окружающая среда (1 ч.)
Социальная и природная среда человека.
Окружающая среда и здоровье человека.
26.05.
2023
вопросы.
§56 – читать,
ответить на
вопросы.
§57 – читать,
ответить на
вопросы.
§54 - 57 –
повторить.
§58 – 59 –
читать, ответить
на вопросы.
№
п\п
Название
раздела, темы
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Харченко А.-Л. В.
по биологии
в 8 классе
Тема урока
Дата
Причина
Корректируюпроведе- корректировки щее
ния по
мероприятие
плану
Дата
проведения по
факту
№
п\п
Название
раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
Причина
корректировки
Корректирующее
мероприятие
Дата
проведения по
факту