Биология 8 класс 2022 - 2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно – воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
№ протокола____01____
от 25.08.2022 г
___________Т. М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
________Кунахова Н. В
«_____» _______2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
________Черныш С. Н.
«_____» _______2022 г
Приказ от 26.08.2022 г. № 333

Рабочая программа
по биологии
на 2022/2023 учебный год-8 - класс

Составлена
учителем биологии
Харченко А. – Л. В.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08.2022 г.

с. Почетное, 2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 г.
№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Государственного
стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897); примерной рабочей программы из
сборника «Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В.
Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. :Просвещение, 2020. — 128 с. : ил.» Программа
ориентирована на использование учебника Биология. 8 класс. Под ред. В.В. Пасечника– М.:
Просвещение, 2022. Учебник входит в линию учебников «Линия жизни».
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы и человека; овладение умениями применять
биологические термины для объяснения процессов и явлений живой природы,
жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных
достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения
к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; использование
приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном
здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей
деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для
соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧ –инфекции; создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир.
Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач: уделение
значительного внимания здоровью человека, как наиболее значимой ценности;
формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и
культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни; формирование знаний об
анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и
правил, генетических и экологических условий. Влияющих на процесс индивидуального
развития человека; формирование у подрастающего поколения представлений о
теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;
формирование влияния на здоровье человека трёх важнейших факторов –
наследственности, природной и социальной среды, образа жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные
планы. Основные личностные результаты обучения биологии: воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения
к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости
и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения
к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных,
экологических и экономических особенностей; развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и
младшими
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ
экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных
обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий,
способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению
индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии: умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе

и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение
осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков
биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов,
экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах); приведение доказательств (аргументация) родства человека с
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей
среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений
и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в
жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у
человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и
органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах —
органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных
отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и
домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и
животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов;
приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в
экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем
органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и
описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и
основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в
природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете
биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма.
В эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Содержание учебного предмета.
8 класс
(68 часов)
Наука о человеке (5 ч.)
Науки о человеке и их методы. Биологическая природа человека. Расы человека.
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Обобщение по теме «Науки о
человеке».
Контрольная работа №1: «Науки о человеке».
Планируемые результаты
Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека.
Характеризовать основные методы медицины; основные типы здоровья человека.
Описывать вклад ведущих зарубежных и отечественных учёных в развитие наук об
организме человека, медицины.
Использовать различные источники информации для подготовки и презентации
проектов; информационные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи здоровья и
культуры поведения.
Выполнять правила поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья
человека.
Проводить самонаблюдения: «Определение оптимального веса», «Исследование ногтей».
Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдений.
Общий обзор организма человека (2 ч.)
Строение организма человека. Регуляция процесса жизнедеятельности.
Лабораторная работа №1: «Изучение микроскопического строения тканей организма
человека».
Лабораторная работа №2: «Проявление рефлексов у человека».
Планируемые результаты
Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя различные
ресурсы; части нервной системы по расположению, функциям.
Объяснять взаимосвязь строения и функций, тканей, органов и систем органов человека;
взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями; Объяснять
особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями,
механизм свёртывания крови.
Определять ткани в процессе лабораторной работы «Ткани организма человека».
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы
вегетативной нервной системы; виды иммунитета, влияющие на иммунитет факторы,
способы заражения ВИЧ.
Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями и
отделами нервной системы; вклад И. П. Павлова в развитие отечественной науки,
химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма;
характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по
профилактике заражения ВИЧ.
Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе;
Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных
рефлексов; компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови;
основные форменные элементы крови, кроветворные органы.
Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную
регуляцию.

Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.
Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта
о научной деятельности И.П. Павлова
Подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И. И. Мечникова в
развитие отечественной науки.
Выполнять лабораторную работу «Строение крови лягушки и человека», практическую
работу «Изучение результатов анализа крови».
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство
толерантности по отношению к ВИЧ-инфицированным людям.
Находить необходимую информацию по теме, используя дополнительные
информационные ресурсы.
Опора и движение (7 ч.)
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Скелет человека.
Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.
Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и её регуляция. Нарушение опорнодвигательной системы. Травматизм. Обобщение по теме «Опора и движение».
Лабораторная работа №3: «Изучение микроскопического строения кости».
Лабораторная работа №4: «Работа мышц».
Лабораторная работа №5: «Выявление плоскостопия».
Контрольная работа №2: «Опора и движение».
Планируемые результаты
Называть части опорно-двигательной системы, структурные компоненты костей, их
виды; структурные компоненты мышц, виды мышц; основные группы мышц, описывать
их работу; условия формирования правильной осанки.
Описывать особенности химического состава костей; особенности строения поясов
конечностей, свободных конечностей; особенности работы мышечной системы;
особенности соединения костей черепа и позвоночника человека: основные травмы
скелета; функции опорно-двигательной системы в целом и её компонентов.
Объяснять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения,
химического состава костей и их функциями; взаимосвязь строения костей с их
функциями; механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических
нагрузок, используя свой опыт (наблюдения);взаимосвязь между типами соединения
костей и выполняемыми функциями; взаимосвязь между строением мышц и
выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц;
причины нарушения осанки и формирования плоскостопия; значение двигательной
активности, сбалансированного питания для роста и развития опорно-двигательного
аппарата.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Отрабатывать навыки ведения эксперимента.
Использовать информационные ресурсы для подготовки доклада о вкладе Н. И.
Пирогова в развитие отечественной науки; в том числе электронное приложение, для
подготовки сообщения о результатах самонаблюдения; для подготовки реферата о
способах оказания доврачебной помощи при травмах скелета.

Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости, отделы
позвоночника. Компоненты добавочного скелета человека, виды соединения костей;
компоненты опорно-двигательной системы, части скелета, группы мышц.
Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных; различать строение и функции
скелетных мышц.
Проводить самонаблюдение «Определение гибкости позвоночника»; самонаблюдения
«Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих
мышц»; самонаблюдение «Координация работы мышц»; самонаблюдение «Выявление
плоскостопия».
Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда в жизни человека.
Развивать умения наблюдать.
Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в
укреплении организм
Оказывать доврачебную помощь при переломах, вывихах и растяжениях; первую
доврачебную помощь при травмах скелета.
Распознавать части скелета, группы мышц, типы соединения костей на таблицах,
моделях.
Устанавливать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями при рассмотрении
костей, суставов, мышц.
Оценивать состояние осанки, выявлять плоскостопие на основе результатов
самонаблюдений.
Внутренняя среда организма (2 ч.)
Состав внутренней среды организма и её функции. Состав крови. Постоянство внутренней
среды. Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. Иммунитет. Нарушение
иммунной системы человека. Вакцинация.
Лабораторная работа №6: «Микроскопическое строение крови».
Планируемые результаты
Сравнивать и описывать состав лимфы и плазмы, их значение.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Объяснять роль лимфатической системы в организме человека, её связь с
формированием иммунитета.
Кровообращение и лимфообращение (5 ч.)
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сосудистая система.
Лимфообращение. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Обобщение по теме «Кровообращение и лимфообращение».
Лабораторная работа №7: «Измерение кровяного давления».
Контрольная работа №3: «Кровообращение и лимфообращение».
Планируемые результаты
Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов; показатели скорости
кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно - сосудистой системы; фазы
сердечного цикла; структурные компоненты лимфатической системы.

Сравнивать и описывать
кровообращения.

движение

крови

по

большому

и

малому кругам

Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта
«Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний»; информационные ресурсы, в том
числе электронное приложение, для отработки навыков оказания доврачебной помощи.
Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам; механизмы
нервной и гуморальной регуляции кровообращения; кровотечения разных видов.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием; гигиенические правила, направленные на предупреждение сердечнососудистых заболеваний.
Уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.
Определять виды кровотечений по таблицам, рисункам, материалам электронного
приложения.
Применять знания и опыт деятельности при оказании первой помощи при обмороках,
повреждениях сосудов.
Объяснять
взаимосвязь
строения
стенок
артерий,
вен,
капилляров
с
выполняемыми функциями; механизм протекания сердечного цикла, явление автоматия
сердца; приспособительные особенности работы сердца в различных экологических
условиях, последствия влияния алкоголя, никотина на сердечно-сосудистую систем;
причины обмороков, кровотечений.
Дыхание (6 ч.)
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Механизм дыхания. Жизненная ёмкость
легких. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Заболевание органов дыхания и их
профилактика. Реанимация. Обобщение по теме: «Дыхание».
Лабораторная работа №8: «Измерение охвата грудной клетки в состоянии вдоха и
выдоха».
Лабораторная работа №9: «Определение частоты дыхания».
Контрольная работа №4: «Дыхание».
Планируемые результаты
Называть органы дыхания, выполняемые ими функции; основные источники загрязнения
воздуха, наиболее опасные болезни дыхательной системы.
Сравнивать и описывать механизмы вдоха и выдоха.
Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта «О вреде курения».
Описывать Жизненной ёмкости лёгких; механизмы нервной и гуморальной регуляции
дыхания; роль кашля и чихания как защитных рефлексов.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Определять лёгочные объёмы, жизненную ёмкость лёгких.
Владеть основными приёмами оказания первой помощи при нарушениях дыхания.
Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе
обмена веществ; механизмы вдоха и выдоха; необходимость проветривания помещений,
последствия загрязнения воздуха для организма человека.
Питание (4 ч.)
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Пищеварение в ротовой
полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание
питательных веществ в кровь. Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Планируемые результаты
Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи; типы
пищеварения, обмена веществ. Виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками,
коренными зубами; отделы кишечника, симптомы аппендицита.
Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли
печени в организме человека; информационные ресурсы для подготовки и презентации
проекта о сущности и значении опытов И.П. Павлова, связанных с изучением процесса
пищеварения; различные виды информационных ресурсов для изучения процесса
пищеварения.
Описывать органы пищеварительной систем.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Применять знания о строении и функциях пищеварительной системы, гигиене и
культуре питания в ситуациях повседневной жизни; в повседневной жизни
Обмен веществ и превращение энергии (5 ч.)
Пластический и энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека. Нормы и режимы питания. Нарушение обмена
веществ. Обобщение по теме «Обмен веществ и превращение энергии».
Контрольная работа №5: «Пищеварение».
Планируемые результаты
Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества;
группы витаминов, продукты, в которых они содержатся; среднесуточные энергетические
затраты, правила питания детей и подростков.
Сравнивать и описывать процессы, протекающие в ходе обмена веществ, связь
белкового, углеводного, жирового обменов, роль ферментов в реакциях обмена.
Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития
организма, симптомы гипо- и авитаминоза; суточный рацион питания.
Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта
«Обмен веществ — основной признак живых организмов.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Выделение продуктов обмена (2 ч.)
Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Заболевание органов мочевыделения.
Планируемые результаты
Описывать фазы мочеобразования, сравнивать состав плазмы крови, первичной и
вторичной мочи, органы мочевыделительной системы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительной систем,
структурные компоненты почек.
Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек.
Покровы тела человека (4 ч.)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Болезни и травмы кожи. Гигиена
кожных покровов. Обобщение по теме «Выделение продуктов обмена. Покровы тела
человека».
Практическая работа №1: «Определение типа своей кожи».
Контрольная работа №6: «Выделение. Покровы тела».
Планируемые результаты
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о взаимосвязи
здоровья кожи и соблюдения гигиенических требований.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием.
Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни; с анатомофизиологической точки зрения правила гигиены кожи.
Применять гигиенические требования к одежде и обуви, правила ухода за волосами,
ногтями; знания о принципах закаливания и опыт оказания первой помощи при
повреждении кожи в повседневной жизни.
Прогнозировать последствия нарушения норм и правил личной гигиены.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 ч.)
Железы внутренней секреции и их функции. Работа эндокринной системы и её
нарушение. Строение нервной системы и её значение. Спинной мозг. Головной мозг.
Вегетативная нервная система. Нарушения в работе нервной системы и их
предупреждение. Обобщение по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности».
Практическая работа №2: «Штриховое раздражение кожи».
Контрольная
работа
жизнедеятельности».

№7:

«Нейрогуморальная

Планируемые результаты

регуляция

процессов

Называть и описывать структурные компоненты спинного мозга, его функции;
Называть отделы головного мозга; функции отделов головного мозга; железы
внутренней секреции и железы смешанной секреции;
Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга. Прогнозировать
последствия травм позвоночника и спинного мозга. Использовать информационные
ресурсы для подготовки проекта о достижениях медицины в области изучения спинного
мозга; взаимосвязь строения и функций заднего и среднего мозга, значение отделов
головного мозга в рефлекторной деятельности организма; особенности строения и
основные функции желёз внутренней секреции.
Обосновывать функции изучаемых отделов; связь нервной системы с железами
внутренней секреции; роль ЦНС в рефлекторной деятельности организма;
Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника, материалах
электронного приложения; отделы головного мозга на иллюстративных материалах.
Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о
причинах сходства и различий; функции симпатической и парасимпатической систем.
Применять знания в процессе лабораторной работы «Строение головного мозга
человека»; знания в ситуациях выбора в пользу собственного здоровья
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным
оборудованием
Выявлять особенности работы соматического и вегетативного отделов нервной системы.
Делать вывод о значении связей отделов нервной системы для обеспечения целостности
организма.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о противоположной
направленности функционирования симпатической и парасимпатической систем; для
подготовки и презентации учебного проекта об исследованиях российского учёногоневролога Н.И. Геращенкова
Объяснять работу желёз внутренней секреции; причины и прогнозировать последствия
изменения функций желёз внутренней секреции; взаимосвязь строения и функций
спинного и головного мозга; эндокринных желёз;
симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы;
Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции;
последствия нарушения функций спинного и отделов головного мозга, эндокринных
желёз для жизнедеятельности организма;
Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.
Описывать структурные компоненты и функции спинного мозга, отделы головного
мозга.
Органы чувств. Анализаторы. (6 ч.)
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Вестибулярный
анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Вкусовой и обонятельный организаторы. Боль.
Обобщение по теме «Органы чувств. Анализаторы».
Контрольная работа №8: «Органы чувств. Анализаторы».
Планируемые результаты
Называть органы чувств, отделы анализаторов; компоненты органа зрения, зрительного
анализатора; отделы органа слуха; органы мышечного и кожного чувства, обоняния и
вкуса; основные заболевания органов слуха, зрения;
Объяснять основной механизм работы анализаторов; механизм работы зрительного
анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения; механизм работы вкусового,

обонятельного, кожного и двигательного анализаторов; необходимость соблюдения
основных правил гигиены органов чувств для организма;
Сравнивать понятия «органы чувств» и «анализаторы».
Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней
средой.
Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения.
Проводить самонаблюдения «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа
хрусталика»; «Влияние давления в носовой полости на давление в среднем ухе»;
Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализаторов.
Обосновывать правила гигиены слуха.
Устанавливать взаимосвязи действия различных анализаторов в организме.
Характеризовать значение органов чувств во взаимосвязи с окружающей средой
Выполнять правила гигиены органов слуха и зрения.
Оказывать первую помощь при травмах органа зрения
Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных
жизненных ситуациях.
Проявлять компетентность здоровье сбережения.
Делать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей в
ситуациях выбора и принятия решений.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. (6 ч.)
Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Память и обучение. Врожденное и
приобретенное поведение. Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной
деятельности человека. Обобщение по теме «Психика и поведение человека. Высшая
нервная деятельность».
Практическая работа №3: «Оценка объёма кратковременной памяти».
Контрольная работа №9: «Психика и поведение человека. Высшая нервная
деятельность».
Планируемые результаты
Знать/понимать: типы ВНД; типы мышления; значение воображения; виды памяти;
способы развития памяти; типы эмоциональных состояний.
Размножение и развитие человека (6 ч.)
Особенности размножения человека. Органы размножения. Половые клетки.
Оплодотворение. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Обобщение по теме «Размножение и развитие человека».
Контрольная работа №10: «Размножение и развитие человека».
Планируемые результаты
Называть компоненты мужской и женской половых систем человека и выполняемые ими
функции.

Описывать процессы: овуляции, менструации и поллюции, этапы эмбрионального
развития человека; основные периоды внутриутробного развития человека; основные
этапы внутриутробного развития человека.
Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о значении
репродуктивного здоровья.
Обосновывать правила гигиены при беременности и кормлении ребёнка.
Аргументировать необходимость соблюдения правил гигиены и питания беременной,
кормящей матери.
Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для
здоровья человека.
Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать
гендерные роли
Человек и окружающая среда (1ч.)
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека.
Планируемые результаты
Знать: как окружающая среда влияет на организм человека.
Тематическое планирование 8 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13

14
15

Раздел
Наука о человеке.
Общий обзор организма
человека.
Опора и движение
Внутренняя среда
организма.
Кровообращение и
лимфообращение.
Дыхание
Питание
Обмен веществ и
превращение энергии
Выделение продуктов
обмена
Покровы тела человека
Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности
Органы чувств.
Анализаторы.
Психика и поведение
человека. Высшая
нервная деятельность.
Размножение и развитие
человека.
Человек и окружающая
среда
Итого

Количество
часов
5
2

Лаборатор.
работы
2

Практичес.
работы
-

Контрол.
работы
1
-

7
2

3
1

-

1
-

5

1

-

1

6
4
5

2
-

-

1
1

2

-

-

-

4
7

-

1
1

1
1

6

-

-

1

6

-

1

1

6

-

-

1

1

-

-

-

68

8

3

10

Формы организации учебного предмета и основных видов
учебной деятельности.
• индивидуальная, парная; групповая; интерактивная.
• классно-урочная система, индивидуальные консультации, дидактические игры, работа в
малых группах, работа в парах сменного состава, технология учебно-поисковой
деятельности учащихся, проблемное обучение, информационно коммуникационные
технологии. Устные и письменные ответы, творческие работы, тестирование, урок –
путешествие, урок – суд, экскурсия.
Формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации; защита
творческих, проектных, исследовательских работ; тесты; самостоятельные, проверочные
работы; интерактивные задания; практические и лабораторные работы; устные зачеты;
устный опрос.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная.
Использование педагогических технологий: ИКТ, системы здоровье сберегающая,
проектная, игровая.
Календарно – тематическое планирование.
Приложение № 1 – календарно-тематическое планирование для 8 класса на 2022/2023
учебный год.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно – воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
№ протокола___01_____
от 25.08.2022 г
___________Т. М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
________Кунахова Н. В
«_____» _______2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
________Черныш С. Н.
«_____» _______2021 г
Приказ от 26.08.2022 г. № 333

Календарно – тематическое планирование
по биологии
на 2022/2023 учебный год-8 класс

Составлена
учителем биологии
Харченко А. – Л. В.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08.2022 г.

с. Почетное, 2022 год

Календарно тематическое планирование 8 класс
2 часа в неделю

№ №
п/п фа
кт.

Дата

Дата
факт.

Тема
Наука о человека (5 ч.)
Науки о человеке и их методы.

1

1

01.09.
2022

2

2

02.09.
2022

Биологическая природа человека. Расы
человека.

3

3

08.09.
2022

Происхождение и эволюция человек.
Антропогенез.

4

4

09.09.
2022

Обобщение по теме "Наука о человека".

5

5

15.09.
2022

6

1

16.09.
2022

7

2

22.09.
2022

8

1

23.09.
2022

9

2

29.09.
2022

10

3

30.09.
2022

Контрольная работа №1: "Наука о
человеке".
Общий обзор организма человека (2 ч.)
Строение организма человек.
Лабораторная работа №1: "Изучение
микроскопического строения тканей
человека".
Регуляции процессов жизнедеятельности.
Лабораторная работа №2: "Проявление
рефлексов у человека".
Опора и движение (7 ч.)
Опорно-двигательная система. Состав,
строение и рост костей. Лабораторная
работа №3: "Изучение микроскопического
строения кости".
Скелет человека. Соединение костей.
Скелет головы. Скелет туловища. Скелет
конечностей и их поясов.
Строение и функции скелетных мышц.

11

4

06.10.
2022

Работа мышц и её регуляция.
Лабораторная работа№4: "Работа мышц".

12

5

07.10.
2022

Нарушение опорно-двигательной системы.
Травматизм. Лабораторная работа №5:
"Выявление плоскостопия".

Примечание.
(Д/з, повтор).
§1 - читать,
ответить на
вопросы.
§2 - читать,
ответить на
вопросы.
Заполнить
таблицу.
§3 - читать,
ответить на
вопросы.
Заполнить
таблицу.
§1 - 3 повторить.
Заполнить
таблицу.

§4 – 5 – читать,
ответить на
вопросы.
§6 – читать,
ответить на
вопросы.
§7 – читать,
ответить на
вопросы.
§8 – 9 – читать,
ответить на
вопросы.
§10 – читать,
ответить на
вопросы.
§11 – читать,
ответить на
вопросы.
§12 – читать,
ответить на
вопросы.

13.10.
2022
14.10.
2022

Обобщение по теме "Опора и движение".

§7 – 12 –
повторить.

13

6

14

7

15

1

20.10.
2022

16

2

21.10.
2022

17

1

27.10.
2022

18

2

28.10.
2022

Сосудистая система. Лимфообращение.
Лабораторная работа №7:"Измерение
кровяного давления".

19

3

10.11.
2022

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая
помощь при кровотечениях.

20

4

21

5

11.11.
2022
17.11.
2022

22

1

18.11.
2022

23

2

24.11.
2022

24

3

25.11.
2022

25

4

01.12.
2022

26

5

27

6

02.12.
2022
08.12.
2022

Обобщение по теме "Кровообращение и
лимфообращение.
Контрольная работа №3: "Кровообращение
и лимфообращение".
Дыхание (6 ч.)
Дыхание и его значение. Органы дыхания. §20 – читать,
ответить на
вопросы.
Механизм дыхания. Жизненная ёмкость
§21 – читать,
лёгких. Лабораторная работа №8:
ответить на
"Измерение обхвата грудной клетки в
вопросы.
состоянии вдоха и выдоха".
Регуляция дыхания. Охрана воздушной
§22 – читать,
среды. Лабораторная работа №9:
ответить на
"Определение частоты дыхания".
вопросы.
Заболевания органов дыхания, их
§23 – читать,
профилактика. Реанимация.
ответить на
вопросы.
Обобщение по теме "Дыхание".
§20 – 23 –
повторить.
Контрольная работа №4: "Дыхание".

28

1

09.12.
2022

Питание (4 ч.)
Питание и его значение. Органы
пищеварения и их функции.

29

2

15.12.

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и

Контрольная работа №2: "Опора и
движение".
Внутренняя среда организма (2 ч.)
Состав внутренней среды организма и её
функции. Состав крови. Постоянство
внутренней среды.
Свёртывание крови. Переливание крови.
Группы крови. Лабораторная работа №6:
"Микроскопическое строение крови".
Иммунитет. Нарушение иммунной
системы человека. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение (5 ч.)
Органы кровообращения. Строение и
работа сердца.

§13 – 14 –
читать, ответить
на вопросы.
§15 – 16 –
читать, ответить
на вопросы.

§17 – читать,
ответить на
вопросы.
§18 – читать,
ответить на
вопросы.
§19 – читать,
ответить на
вопросы.
§17 – 19 –
повторить.

§24 – читать,
ответить на
вопросы.
§25 – читать,

2022

пищевод.

30

3

16.12.
2022

Пищеварение в желудке и кишечнике.

31

4

22.12.
2022

Всасывание питательных веществ в кровь.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

32

1

23.12.
2022

33

2

29.12.
2022

Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека.

34

3

30.12.
2022

Нормы и режимы питания. Нарушение
обмена веществ.

35

4

Обобщение по теме "Питание".

36

5

12.01.
2023
13.01.
2023

37

1

19.01.
2023

38

2

26.01.
2023

Обмен веществ и превращение энергии (5 ч.)
Пластический и энергетический обмен.

ответить на
вопросы.
§26 – читать,
ответить на
вопросы.
§27 - 28 – читать,
ответить на
вопросы.
§29 – читать,
ответить на
вопросы.
§30 – 31 –
читать, ответить
на вопросы.
§32 – читать,
ответить на
вопросы.
§24 – 32 –
повторить.

Контрольная работа №5: "Пищеварение".
Выделение продуктов обмена (2 ч.)
Выделение и его значение. Органы
мочевыделения.
Заболевания органов мочевыделения.
Покровы тела человека (4 ч.)
Наружные покровы тела. Строение и
функции кожи. Практическая работа №1:
"Определение типа своей кожи".
Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных
покровов.

§33 – читать,
ответить на
вопросы.
§34 – читать,
ответить на
вопросы.
§35 – читать,
ответить на
вопросы.
§36 - 37 – читать,
ответить на
вопросы.
§33 – 37 –
повторить.

39

1

27.01.
2023

40

2

02.02.
2023

41

3

42

4

43

1

44

2

45

3

46

4

03.02.
Обобщение по теме "Покровы тела
2023
человека".
09.02.
Контрольная работа №6: "Выделение.
2023
Покровы тела".
Нерогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 ч.)
10.02.
Железы внутренней секреции и их
§38 - 39 – читать,
2023
функции. Работа эндокринной системы и
ответить на
её нарушения.
вопросы.
17.02.
Строение нервной системы и её значение.
§40 - 41 – читать,
2023
Спинной мозг.
ответить на
вопросы.
02.03.
Головной мозг.
§42 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
03.03.
Вегетативная нервная система.
§43 – читать,

2023

Практическая работа №2: "Штриховое
раздражение кожи".
Нарушения в работе нервной системы и их
предупреждение.

47

5

09.03.
2023

48

6

49

7

10.03.
2023
16.03.
2023

50

1

17.03.
2023

51

2

30.03.
2023

Слуховой анализатор.

52

3

31.03.
2023

Вестибулярный анализатор. Мышечное
чувство. Осязание.

53

4

06.04.
2023

Вкусовой и обонятельный анализаторы.
Боль.

54

5

55

6

56

1

57

2

58

3

59

4

60

5

61

6

62

1

63

2

Обобщение по теме "Нейрогуморальная
регуляция процессов жизнедеятельности".
Контрольная работа №7:
"Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности".
Органы чувств. Анализаторы (6 ч.)
Понятие об анализаторах. Зрительный
анализатор.

ответить на
вопросы.
§44 – читать,
ответить на
вопросы.
§38 - 44 –
повторить.

§45 – читать,
ответить на
вопросы.
§46 – читать,
ответить на
вопросы.
§47 – читать,
ответить на
вопросы.
§48 – читать,
ответить на
вопросы.
§45 - 48 –
повторить.

07.04.
Обобщение по теме "Органы чувств.
2023
Анализаторы.
13.04.
Контрольная работа №8: "Органы чувств.
2023
Анализаторы".
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч.)
14.04.
Высшая нервная деятельность. Рефлексы.
§49 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
20.04.
Память и обучение. Практическая работа
§50 – читать,
2023
№3: "Оценка объёма кратковременной
ответить на
памяти".
вопросы.
21.04.
Врождённое и приобретённое поведение.
§51 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
27.04.
Сон и бодрствование. Особенности
§52 - 53 – читать,
2023
высшей нервной деятельности человека.
ответить на
вопросы.
28.04.
Обобщение по теме Психика и поведение
§49 - 50 –
2023
человека. Высшая нервная деятельность.
повторить.
04.05.
Контрольная работа №9: "Психика и
2023
поведение человека. Высшая нервная
деятельность".
Размножение и развитие человека (6 ч.)
05.05.
Особенности размножения человека.
§54 – читать,
2023
ответить на
вопросы.
11.05.
Органы размножения. Половые клетки.
§55 – читать,
2023
Оплодотворение.
ответить на

64

3

12.05.
2023

Беременность и роды.

65

4

18.05.
2023

Рост и развитие ребёнка после рождения.

66

5

67

6

19.05.
2023
25.05.
2023

68

1

Обобщение по теме "Размножение и
развитие человека".
Контрольная работа №10: "Размножение и
развитие человека".
Человек и окружающая среда (1 ч.)
Социальная и природная среда человека.
Окружающая среда и здоровье человека.

26.05.
2023

вопросы.
§56 – читать,
ответить на
вопросы.
§57 – читать,
ответить на
вопросы.
§54 - 57 –
повторить.

§58 – 59 –
читать, ответить
на вопросы.

№
п\п

Название
раздела, темы

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Харченко А.-Л. В.
по биологии
в 8 классе
Тема урока
Дата
Причина
Корректируюпроведе- корректировки щее
ния по
мероприятие
плану

Дата
проведения по
факту

№
п\п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».