ДОП программа 2023-2024

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ
КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почетненский учебновоспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
296020, Республика Крым, Красноперекопский район, село Почетное, улица Ленина, дом
№ 48,Телефон: +7(978)8089921, E-mail: pochetnenskij_uvk@krpero.rk.gov.ru, ОКПО
00807748 ОГРН
1149102178917 ИНН 9106007884 КПП 910601001

Согласованно на заседании
педагогического совета.
Протокол №_______от ___________

«Утверждаю»
Директор МБОУ Почетненский УВК
_________________С.И.Масляк
Приказ №_____ от __________2023

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

с. Почетное, 2023

Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному
базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания,
саморегуляции, самосовершенствования.
Дополнительное образование детей в МБОУ Почетненский
УВК
направлено на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в
рамках предметного обучения в школе полного дня. Оно выступает средством
непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в
тоже время источником мотивации учебной деятельности, позволяет сохранять и
укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый
интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции,
развивать творческие способности обучающихся.
Известно, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их
потребностям, удовлетворяет интересам. Именно в этом смысл дополнительного
образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку
полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У
детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше
возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Педагогический коллектив МБОУ Почетненский УВК
понимает, что
между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни,
пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники,
которые сегодня больше всего ценят здоровье, верных друзей, любовь, то есть
ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: материально
обеспеченная жизнь, активная, деятельная жизнь и интересная работа. Причем
интересно, что удовольствия и равенство как жизненные ценности ставятся
учащимися на одно из последних мест в ранжировании. Молодежь неравнодушна
к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно
ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии
решить эту проблему.
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются
школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к
деятельности определенного направления, дают возможность расширить и
углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того,
разнопрофильность кружков, функционирующих в школе, создает условия для
разностороннего развития личности.
В школе создаётся такая модель образования, в основе которой
заложена интеграция основного и дополнительного образования. При этом
последнее становится равноправным компонентом единого образовательного
пространства, которое ориентировано на создание условий для развития
творческих способностей, одаренности учащихся.

2

Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим
фактором развития образовательного учреждения потому, что: - позволяет сблизить
процессы воспитания, обучения и развития;
- дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути через
включение в занятия по интересам;
- включает учащихся в разные типы деятельности;
- создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
- обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга,
творчества, самообразования;
- решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения
школьников.
Перечень
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МБОУ «Почетненский УВК»:
Федеральные:
•
Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
•
Трудовой кодекс РФ.
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
•
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят
Государственной Думой
21.05.1999г., в
редакции
Федерального
закона от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
•
Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений».
•
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями);
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от17.12.2010 №1897 (с изменениями);
•
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 года №413 (с изменениями);
•
Положение о лицензировании образовательной деятельности
Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N 731, от 24.09.2012 N 957).

(в

ред.

•
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного
образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
•
Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
3

•
Концепция развития дополнительного образования
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

детей

(утверждена

•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(утвержден
Приказом
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
•
Санитарно-эпидемических требований к учреждениям дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными Постановлением Главного
Государственного санитарного врача РФ от 14.07.2014 №41.
•
Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
•
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28)
Учрежденческие: - Устав ОУ;
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени
начального, основного общего и полного (среднего) образования;
учебный план по дополнительному образованию школы; - план
воспитательной работы на учебный год.

4

Цели и задачи дополнительного образования
Цель: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и
образовательных потребностей детей.
Задачи:
1. Решать проблему занятости детей в пространстве свободного времени в рамках школы
полного дня.
2. Организовать
целесообразную
деятельность ребёнка
саморазвитию
и самосовершенствованию.

по

3. Совершенствовать знания и развитие межпредметных связей в субъективной культуре
ребёнка, способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении.
4. Формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими.
5. Формировать ответственность у учащихся.
6. Развивать познавательную активность.
Принципы дополнительного образования
Дополнительное образование в МБОУ Почетненский УВК
приоритетные принципы:

опирается на следующие

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Реализация практико- деятельностной основы образовательного процесса.
Предмет дополнительного образования
Предметом деятельности дополнительного образования школы является:
- организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с
действующими программами;
- реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное,
эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного
образования;
- участие

воспитанников

в

концертных выступлениях,

фестивалях,

конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня.
Функции дополнительного образования
Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:
Функция социализации
Развивающая функция
Обучающая функция
Воспитательная функция
Социокультурная функция
Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:
- создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её
возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека,
способного к социальному творчеству;
- обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;
5

- оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
Развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические
функции, выполняемые системой дополнительного образования в школе на
современном этапе (обучающую, воспитательную,
социокультурную, рекреативнооздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную).
Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из
них так или иначе связана с развитием и саморазвитием детей.
Воспитательная функция дополнительного образования в школе заключается в
обеспечении
целенаправленного
влияния
всех
структурных
подразделений
образовательного учреждения на поведение и деятельность обучающихся.
При организации системы воспитания мы ориентируемся на реальные процессы
развития личности ребёнка и учитываем необходимость превращения его в субъект
социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во
всю социально-педагогическую деятельность школы.
Социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в
области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре
школы. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями,
реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную
разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную
информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать
школьными программами.

1.

Ожидаемые результаты освоения Программы дополнительного образования
детей Основными результатами освоения Программы будут:
Расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов учащихся, выявление одаренных детей и формирование мотивации успеха.

2.
3.

Повышение роли дополнительного образования в деятельности УВК.
Вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся.

4.

Снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних.

5.
6.

Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни.
Обеспечение социальной защиты, поддержки и адаптации детей к жизни в обществе.

7.

Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви
к Родине, природе, семье.
Условия реализации Программы дополнительного образования
Количество учебных групп, численный состав каждого объединения, количество часов
занятий в неделю регламентируется учебным планом из расчета норм бюджетного
финансирования.
Режим
занятий
определяется
дополнительными
общеобразовательными программа в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.
Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.
Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после
окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых.
Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность
академического часа – 45 минут. После каждого академического часа занятий
6

предусмотрен короткий перерыв 5 минут. Строгих условий набора обучающихся в
творческие объединения отделения дополнительного образования детей нет. В группы
записываются все желающие. Группы второго года обучения формируются из
обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся, по разным
причинам прекратившим занятия, но имеющим навыки работы.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Наполняемость групп: 5 – 25 человек. В программах
дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе.
Это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады,
показательные выступления, викторины и фестивали. Учебный процесс по программам
дополнительного образования осуществляется в кабинетах, других помещениях школы,
актовом зале и за пределами школы (музеи, театры, архивы и т.д.). Основные формы
обучения: мастерская, занятие, игра, тренинг, экскурсия, репетиция. Обучающиеся могут
выбирать интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со
своими склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким
интересующим их программам и в случае необходимости заменять одни программы на
другие.
Адресность
Программа адресована учащимся 1-11 классов

программы

№
1

Ведущие направления
Возраст
Туристско-краеведческое:
«Школьный музей»
14-16
2.
Социально-педагогическое:
«Патриот»
15-17
3.
Техническое
«Робот и Я»
8-17
4.
Естественно-научное
«Удивительное рядом»
10-15
«Многоликая химия»
12-17
«Физика вокруг нас»
11-17
Дополнительное образование в школе реализуется по следующим направленностям:
1. Туристско-краеведческая направленность - способствует всестороннему развитию
личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального, духовного и физического
развития, способствует становлению сферы предметного общения внутри детского
коллектива, формированию позитивных жизненных ценностей.
Программа «Школьный музей»
В связи с усилением роли патриотического воспитания школьников огромное
значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев.
Школьный музей обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на умы и
души детей и подростков.
Программа «Школьный музей» создана для того, чтобы обеспечить духовнонравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным
пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине. Данная программа в
7

системе учебновоспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы
основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для
воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа
юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая
материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда.
Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной,
технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций
(экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и
дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в
гражданском обществе. Участие в поисково-исследовательской работе, встречи с
интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать
историю родного края, понять как много сил и души вложили их предки в экономику и
культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к
памяти поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без
чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Цели программы:
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы; создание условий для самореализации школьников через самостоятельное творческое
отношение к делу средствами краеведения и музееведения;
- подготовка экскурсоводов из числа обучающихся школы для проведения экскурсий по
родному краю и школьному музею; - сохранение исторической памяти.
Задачи программы:
- развивать поисковые, исследовательские,
школьников;
- содействовать творческой самореализации;

коммуникативные

умения

и

навыки

- способствовать формированию гражданской позиции школьников;
- прививать музейную культуру учащимся средствами экскурсионной работы;
- формировать уважение к истории школы и родного края.
№

Наименование объединения

Количество часов в
неделю

ФИО педагога

1

«Школьный музей»

6

Жалилова Л.Я.

Формы организации обучения в рамках блока дополнительного образования:
деятельность экскурсоводов основывается на научной и архивной стороне изучения и
включает основы теории и организации музейного дела. При музее организуется актив,
его членами ведется документация музея, осуществляется подготовка и самостоятельное
проведение мероприятий и экскурсий, ведется работа с начинающими юными
краеведами. Формы работы: коллективные и индивидуальные.
Это – беседы,
обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной,
художественной, справочной литературе, материалам музея. Особое внимание уделяется
работе над речью экскурсовода. Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой,
навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии.

8

2. Социально-педагогическая направленность способствуют воспитанию
интеллектуальной
инициативы и
творчества
обучающихся, мотивации
к
самоопределению, интеграции основного и дополнительного образования.
Программа кружка военно-патриотической направленности – «Патриот»
Основой данной программы является военно-патриотическое воспитание учащихся.
Практические и теоретические знания, полученные на занятиях, поспособствуют четкому
пониманию, что означает истинный патриот, который подразумевает бескорыстную
любовь к своей Родине, желание «отдать ей долг», отслужив в рядах Вооружённых сил
Российской Федерации. Воспитанник будет гордиться и знать историю своей Родины,
станет достойным гражданином Российской Федерации. Занятия ориентируют
подростков на выбор дальнейшей профессии, а именно военной, в рядах МЧС.
Практические занятия помогут физическому развитию подростков, учащиеся получат
первоначальные навыки военной службы.
Цель программы:
- вовлечение учащихся в военно-патриотическую деятельность;
- формирование у них толерантного отношения к окружающим, любви к Родине;
- становление и развитие высоконравственного,
компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны;
- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания.
Задачи программы:
- формирование у подростков глубокого осознания патриотизма;
- воспитание в молодёжи толерантного отношения к окружающим;
- формирование положительного образа гражданина;
- изучение исторического прошлого страны через организацию, участие в различных
мероприятиях, а также встречи с интересными людьми, участниками различных
событий; - обучение практическим навыкам военно-прикладной, туристической,
медицинской, противопожарной и гражданской деятельности;
- предоставление возможности к самостоятельной деятельности, а именно организация
мероприятий;
№ Наименование объединения
Количество часов в
ФИО педагога
неделю
1

Военно-патриотический кружок

3

Коваленко А.А.

«Патриот»
Формы организации обучения в рамках блока дополнительного образования: на
занятиях используется разнообразное изложение материала патриотической
направленности: отрывки из книг, документы с их одновременным показом,
прослушивание и просмотр аудио- и видеоматериалов по темам занятий, приглашение
специалистов, ветеранов ВОВ и другие.
Формы работы: в основном используются
две формы работы: групповая и индивидуальная. При организации внеучебной работы:
праздников, конференций, фестивалей, акций и т.д. - используются массовые формы
работы. Кроме того, занятия проводятся в форме лекций, семинаров, экскурсий,
соревнований. Практические занятия включают в себя:
- шефство над ветеранами ВОВ;
9

- благотворительную деятельность для людей, пострадавших от техногенных и иных
событий; - шефство над могилой и памятником погибших воинов в с.Почетное.
4. Техническая направленность - ориентирована на развитие интереса детей к
инженернотехническим информационным технологиям, научно-исследовательской и
конструкторской деятельности. Обучение по программа технической направленности
способствует развитию технических и творческих способностей, формированию
логического мышления, умения анализировать и конструировать.
Программа
«Основы робототехники»
В настоящий момент в России развиваются нано-технологии, электроника, механика и
программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных
технологий и робототехники. Робототехнические устройства интенсивно проникают
практически во все сферы деятельности человека. Это новый этап в развитии общества.
Очевидно, что он требует своевременного образования, обеспечивающего базу для
естественного и осмысленного использования соответствующих устройств и технологий,
профессиональной ориентации и обеспечения непрерывного образовательного процесса.
Программа «Основы робототехники» ориентирована на учащихся, желающих
основательно изучить сферу применения роботизированных технологий и получить
практические навыки в конструировании и программировании робототехнических
устройств на базе конструкторов LEGO и Arduino. Программа дает объем технических и
естественнонаучных знаний, которыми вполне может овладеть современный школьник,
ориентированный на научно-техническое и технологическое направление дальнейшего
образования и сферу профессиональной деятельности.
Цели программы: формирование творческих и научно-технических компетенций
обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и
целенаправленности личности через систему практико-ориентированных групповых
занятий и самостоятельной деятельности обучающихся по созданию робототехнических
устройств, решающих поставленные задачи.
Задачи программы:
Обучающие:

• Обучить первоначальным знаниям о конструкции робототехнических устройств;
• познакомить учащихся с принципами и методами разработки, конструирования и
программирования управляемых электронных устройств на базе вычислительной
платформы LEGO и Arduino.

• развить навыки программирования в современной среде программирования углубить
знания, повысить мотивацию к обучению путем практического интегрированного
применения знаний, полученных в различных образовательных областях (математика,
физика, информатика);

• развить интерес к научно-техническому, инженерно- конструкторскому творчеству,
сформировать общенаучные и технологические навыки
проектирования, развить творческие способности учащихся.

конструирования

и

• Обучить правилам безопасной работы. Развивающие:
10

• Сформировать и развить креативность, гибкость и самостоятельность мышления на
основе игровых образовательных и воспитательных технологий;

• Сформировать и развить навыки проектирования и конструирования;

Создать

оптимальное мотивационное пространство для детского творчества.
Воспитательные:

• Развить коммуникативные навыки;
• Сформировать навыки коллективной работы;
№

Наименование объединения

Воспитать толерантное мышление.
Количество часов в
ФИО педагога
неделю

1
«Робот и Я»
4
Коваленко А.А.
Формы организации обучения в рамках блока дополнительного образования:
групповые занятия проводятся со всей группой одновременно. Освоение программного
материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном
преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную,
теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку
к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
Основное время отводится на практические занятия. Формы учебной деятельности:
практическое занятие, занятие с творческим заданием, занятие – мастерская, занятие –
соревнование, выставка, экскурсия, беседа (получение нового материала),
самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность, просмотр видео
материалов, презентаций, выполнение задания по образцу (с использованием
инструкции), по чертежам и схемам, условиям, замыслу, сборка моделей, игровая
деятельность, викторины, разработка творческих проектов и их презентация , творческое
моделирование.

Формы работы: групповая и индивидуальная. Традиционными формами проведения
занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала, фронтальные
(беседа, лекция, проверочная работа); групповые (олимпиады, фестивали,
соревнования); индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка
робототехнических средств).
5.Естественно-научная направленность - способствует развитию интереса детей к
предметам естественнонаучного цикла как объекту творчества, формирование
стремления к познанию, учению, обогащение личности, содействие приобретению
практических умений, творческих способностей талантливой молодежи.
Программа «Удивительное рядом»
Программа «Удивительное рядом» ориентирована на приобретение знаний по разделам
биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и
навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и
исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой
активности обучающихся.
Цели программы:
11

углубление, расширение и систематизация знаний обучающихся, развитие у них
биологического мышления и интереса к самостоятельному изучению биологических
наук, подготовка к участию в олимпиадах по биологии и экологии.
Задачи программы:
Образовательные:
•
Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах; •
Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;
Развивающие:
•
Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе
наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;
•
Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
Воспитательные:
•
Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы,
уважительное отношение к природе.
№ Наименование объединения
Количество часов в неделю
ФИО педагога
1
«Удивительное рядом»
6
Харченко А.-Л.В.
Формы организации обучения в рамках блока дополнительного образования:
групповые занятия проводятся со всей группой одновременно. Освоение программного
материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном
преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную,
теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку
к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме. Основное время отводится на практические занятия. Формы учебной
деятельности: познавательные беседы, тематические экскурсии, познавательные
опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, играсоревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, мастерская, интеллектуальный
марафон.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Программа «Многоликая химия»
Химия - это предмет, который может стать источником знаний о процессах в
окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом
веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества
влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь
человека. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они
участвуют в самых разных исследовательских делах.
Программа «Многоликая химия» знакомит детей с характеристикой веществ,
окружающих нас в быту. Эти вещества имеют интересную историю и необычные
свойства. Этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем
мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей
Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы
жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в
каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Занятия по программе
12

развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям,
учат ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Умения и навыки,
сформированные в ходе реализации программы, используются в практической
деятельности.
Цели программы:
Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и
химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков
по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как
интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и
валеологическое значение.
Задачи программы:
•
•
•

Обучающие:
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического
эксперимента;

•

развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении
цели, креативных способностей учащихся;

•

формирование коммуникативных умений;

•
•

формирование презентационных умений и навыков;
на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на
выбор профессии, связанной с химическим производством;

•

дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнонаучной области;

•

формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по
химии.

•
•
•
•
•

Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
развивать конструктивное мышление и сообразительность; Воспитательные:
вызвать интерес к изучаемому предмету
занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения
и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
воспитывать нравственнее и духовное здоровье
№
Наименование объединения
Количество часов в
неделю

ФИО педагога

1
«Химия вокруг нас»
4
Сова С.Г.
Формы организации обучения в рамках блока дополнительного образования:
групповые занятия проводятся со всей группой одновременно. Освоение программного
материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном
преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную,
теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к
работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по
теме. Основное время отводится на практические занятия.
Формы работы: групповые, парные, индивидуальные.
13

Программа «Измерительные приборы»
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в
жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического
прогресса. Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном
мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентное
образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в
личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностнодеятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект
развития. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
в области физики являются экспериментальные исследования и задачи. Проведение
занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у
них устойчивого интереса к предмету.
Программа «Измерительные приборы»
способствует пробуждению и развитию у учащихся устойчивого интереса к физике.
Основными средствами воспитания творческой активности и развития способностей
учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных
задач и проведение занимательных экспериментальных заданий развивают у
обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, учат
ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Умения и навыки, сформированные
в ходе реализации программы, используются в практической деятельности. Данная
программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, включая множество
игровых упражнений, пробуждая интерес к новой деятельности. Воспитание творческой
активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных
задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами
такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные
исследования и задачи. Проведение занимательных экспериментальных заданий
способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цели программы:
Создание условий для развития у учащихся познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых
знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований
с использованием информационных технологий.
Задачи программы:
Образовательные: научить пользоваться методами научного познания, измерительными
приборами, проводить наблюдения природных явлений, выделять существенные
признаки этих явлений, делать выводы, планировать и выполнять эксперименты,
собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов,
обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в
словесной форме или в виде таблиц.
Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов
природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники,
воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры.
Развивающие: развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики
как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
14

решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий.
№
Наименование объединения
Количество часов в
ФИО педагога
неделю
1
«Физика вокруг нас»
4
Редька Т.М.
Формы организации обучения в рамках блока дополнительного образования:
групповые занятия проводятся со всей группой одновременно. Освоение программного
материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном
преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную,
теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку
к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
Основное время отводится на практические занятия.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.

15

Характеристика основных программ, реализуемых в рамках дополнительного
образования в МБОУ Почетненский УВК
№ Название программы
Вид программы
Исполнитель
1.
«Школьный музей»
модифицированная
Жалилова Л.Я.
2.
«Патриот»
модифицированная
Коваленко А.А..
3.
«Основы робототехники»
модифицированная
Коваленко А.А..
4.
«Удивительное рядом»
модифицированная
Харченко А.-Л.В.
5.
«Многоликая химия»
модифицированная
Сова С.Г.
6.
«Измерительные приборы»
модифицированная
Редька Т.М.
Учебный план дополнительного образования детей МБОУ Почетненский УВК
на 2022-2023 учебный год
Название детских
№
ФИО
Распределение нагрузки по годам
объединений по каждой руководителя обучения
(в часах)
направленности
1 год обучения
2 год
обучения
неделя
год
Кол-во
групп
1. «Школьный музей»
2. «Патриот»
3. «Основы робототехники»
4. «Удивительное рядом»

Жалилова Л.Я.
Коваленко
А.А.
Коваленко
А.А.
Харченко
А.Л.В.

5. «Многоликая химия»
Сова С.Г.
6. «Измерительные приборы» Редька Т.М.

6
3

216
108

1
1

4

72/72

2

6

36/36/
72/72
72/72
72/72

4

4
4

2
2

Материально-техническое обеспечение
Группы дополнительного образования занимаются в школьных кабинетах, актовом
зале, помещении школьного музея. Материалы, инструменты и другое необходимое
оборудование имеется и приобретается за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Кадровое обеспечение
ФИО
Образование Стаж
преподавателя

№

Программа

Должность по штатному
расписанию

1

«Школьный музей»

Жалилова Л.Я.

высшее

37

Руководитель
структурного
подразделения

2

«Sonores»

Зайцева Е.И.

высшее

22

Учитель музыки

3

«Патриот»

Коваленко А.А

высшее

37

Учитель информатики

4

«Основы
робототехники»

Коваленко
А.А.

высшее

2

Учитель информатики

16

5

«Удивительное
рядом»

Харченко
А.Л.В.

высшее

2

Учитель биологии

6

«Многоликая
химия»

Сова С.Г.

высшее

33

Учитель химии

7

«Измерительные
приборы»

Редька Т.М.

высшее

31

Учитель физики

Методическое обеспечение
- программы и проекты;
- примерное тематическое планирование;
- дополнительная литература, используемая
качественной работы по различным направлениям;

педагогами

для

осуществления

- примерная тематика исследовательских, проектных, творческих работ учащихся.
Диагностика результативности освоения программ по направлениям:
№ Ведущие
Диагностика
направления
1 «Школьный
музей»

Разработка тематических творческих работ, участие в
краеведческих конкурсных программах, конференциях,
подготовка и проведение тематических экскурсий, экскурсионная
работа для учащихся школы и всех заинтересованных лиц, сбор и
систематизация поискового материала, переоборудование стендов.

2 «Sonores»

Концертная деятельность, участие в общешкольных,
муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсных
программах различного уровня отчетный концерт в конце
учебного года, размещение на сайте школы информационных
материалов и фотоотчетов о реализации программы
Организация коллективных творческих дел, участие в
проектах, выступление на конференциях, семинарах, выпуск
стенных газет, оформление стендов, выставок литературы,
размещение на сайте школы информационных материалов и
фотоотчетов о реализации программы
Участие в общешкольных, муниципальных, региональных
мероприятиях, в конкурсных программах, проектах, выступление
на конференциях, семинарах, работе МАН, промежуточные
аттестации, олимпиады, соревнования, фестивали, мастер-классы.
Участие в общешкольных, муниципальных, региональных
мероприятиях, в конкурсных программах, проектах по биологии,
выступление на конференциях, семинарах, работе МАН,
тестирование, исследовательская работа, проектная работа,
самостоятельная работа, творческие отчеты.
Участие в общешкольных, муниципальных, региональных
мероприятиях, в конкурсных программах, проектах, выступление
на конференциях, семинарах, соревнованиях, работе МАН,
тестирование, исследовательская работа, проектная работа.

3 «Патриот»

4 «Основы
робототехники
»
5 «Удивительное
рядом»

6 «Многоликая
химия»

17

7 «Измерительные
приборы»

Участие в общешкольных, муниципальных, региональных
мероприятиях, в конкурсных программах, проектах, выступление
на конференциях, семинарах, работе МАН, тестирование,
исследовательская работа, проектная работа.

Ожидаемые результаты освоения программы
Самореализация учащихся в сфере дополнительного образования, раскрытие
творческого потенциала;
Профессиональная ориентация учащихся;
Проявление активной жизненной позиции каждым учащимся;
потребности творческой деятельности.

№

Воспитание

Показатели выполнения Программы
Наименование показателя

1

Повышение процента охвата учащихся дополнительным образованием (от
общего количества учащихся)

2

Удовлетворение потребности учащихся в организации внеурочной
деятельности в ОУ
Создание на базе школьного музея «Центра патриотического воспитания»
Создание волонтерского объединения на базе ОУ из числа лидеров
ученического самоуправления

3
4
5

Увеличение доли (от общего количества) учащихся, принявших участие в
реализации социально- образовательных проектов.

6

Рост числа участвующих (обучающихся, педагогов, родителей) в
культурно- массовых мероприятиях, конкурсах, выставках, обозначенных
календарным планом
Доля семей, активно участвующих в работе ОУ, от общей численности
семей ОУ
Удовлетворенность родителей качеством работы педагогов
дополнительного образования

7
8
9

Активная работа на сайте ОУ, отражающая весь спектр дополнительного
образования, представленного в школе

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».