МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОЧЕТНЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Почетненский УВК
_________ С. И. Масляк
Приказ от «01» декабря 2023г. № 486
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
НА 2023 /2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рекомендовано
педагогическим советом
протокол № 03
«30» ноября 2023 г.
с. Почетное,2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Нормативно-правовая база
Индивидуальный учебный план обучения на дому во 2 классе
общеобразовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования обучающихся с РАС ,вариант 8.3 разработан
на
основании
заключения ТПМПК № 45 от 20.11.2023 года, справки ВКК
ГБУЗ
г. Красноперекопск
№
1827 от 16.06.2023 года, заявления родителей, в соответствии со следующими
нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым».
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» ст. 18.
3. Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального
закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон № 371-ФЗ)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный №
72654).
5. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым,
Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.03.2016 №281, от 16.03.2016 №
365 «Об утверждении Положения об организации обучения на дому или в медицинской
организации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования в Республике Крым».
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26
«Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, за
исключением пунктов 9.1, 9.2, признанных утратившими силу с 01 января 2021 года
(далее – СанПиН 2.4.2.3286-15); Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
Санитарных
правил
и
норм
СанПин
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологическиетребования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденного постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 228.09.2020 № 28;
7. Федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 с учетом
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (далее - ЗПР).
9. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.10.2018 года №01-14/2822 «По вопросу формирования учебных планов для
организации обучения на дому»
10. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.08.2020 №1116/1844 «Об утверждении Положения о порядке оформления отношений
государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися
и(или)их родителями(законными представителями) в части организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования или в медицинских организациях»
11.Устава МБОУ Почетненский УВК.
Учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования (далее - АООП НОО для обучающихся с
ОВЗ). Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования раскрывает специфику деятельности
МБОУ Почетненский УВК в
содержательном и процессуальном направлениях. АООП НОО рассматривается как
возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья планируемых результатов начального общего образования.
АООП НОО РАС (Вариант 8.3)
для
образования
обучающихся
с
РАС, которые
характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом.
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных
учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные
интересы обучающихся, проводится в пределах максимально допустимой нагрузки в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя
также внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, осуществляется во второй половине дня, организуется по
направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Специфика реализации обязательных предметных областей.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В учебном плане представлены шесть предметных областей, коррекционноразвивающая область и внеурочная деятельность. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит
и коррекционно-развивающая область.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана отражает
содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с
РАС:
− формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
− формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
− формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных условиях.
Учебные предметы, изучаемые во 2– 4-х классах, в рамках таких предметных
областей, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание» создают
необходимую базу для овладения обучающимися элементарными систематическими
знаниями в старших классах.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с РАС, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся:
во 2-4-х классах используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
учебных предметов обязательной части: по 1 часу в неделю дополнительно отводится на
изучение учебных предметов «Русский язык»
. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС
в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий
формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является
основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и
письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то
количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав
предметной области «Язык и речевая практика».
Учебный предмет «Математика» направлен на формирование элементарных
математических представлений, основанных на выделении свойств предметов, сравнении
предметов по отдельным свойствам (например, размеру, форме, цвету), сравнении
предметных совокупностей, установлении положения предмета в пространстве.
В ходе изучения учебного предмета «Мир природы и человека» (предметная область
«Естествознание») у обучающихся не только расширяются и систематизируются
представления об окружающей действительности, но и создается необходимая
содержательная основа для формирования навыков общения.
Уроки музыки, ручного труда и рисования, с одной стороны, обладают высоким
коррекционно-развивающим потенциалом, с другой ― оказывают значительное влияние
на формирование мотивационной сферы обучающихся, положительное отношение не
только к отдельным видам деятельности, но и ко всей учебной деятельности в целом.
Реализация
АООП
в
части
трудового
обучения
осуществляется
с
учетом
индивидуальныхсобенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также
интересов учащихся. Часть
отношений, обеспечивает
учебного
плана,
реализацию
формируемая
особых
участниками
(специфических)
образовательных
образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение учебных предметов обязательной части: обучение грамоте (письмо),
обучение грамоте (чтение). Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными
на коррекцию недостатков психофизического развития, обучающегося и восполнение пробелов в
знаниях. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное
время.
Коррекционно-развивающая работа дополнена индивидуальными коррекционными
занятиями с педагогам-психологом и/или учителем-логопедом.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме. Коррекционные
занятия проводятся в течение учебного дня и во вне- урочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится 20- 30 мин .
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объёмов финансирования.
В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с
обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Основные направления работы связаны с развитием эмоционально-личностной и
познавательной сферы учащихся и направлены на:
−гармонизацию психоэмоционального состояния;
− формирование осознанного и позитивного отношения к своему «Я»;
− повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
− развитие коммуникативной сферы; − формирование навыков
самоконтроля;
−развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
− формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе),
повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведении
− формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и
мыслительной деятельности.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ Почетненский УВК.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения
обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с РАС, создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие интересов учащихся в свободное время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы
обучения.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается
при определении объёмов финансирования. Для развития потенциала тех обучающихся с
РАС, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов,
программ может сопровождаться тьюторской поддержкой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в первую смену.
Сроки и продолжительность четвертей и каникул обучающихся
2 класс
Дата
Учебный
период
Начало
I четверть
01.09.2023
II четверть
Продолжительность
Количество
учебных недель
Количество
учебных дней
27.10.2023
8
41
07.11.2023
29.12.2023
8
39
III четверть
09.01.2024
15.03.2024
10
47
IV четверть
25.03.2024
24.05.2024
8
43
34
170
Окончание
Итого в учебном году
Достижения планируемых результатов освоения АООП РАС определяются по
завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с РАС АООП для РАС вариант
8.3 является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение
результатов, освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна проводиться с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с РАС в овладении
письмом, чтением или счетом.
Вывод об успешности овладения содержанием АООП РАС делается на основании
положительной индивидуальной динамики.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся
Определен согласно
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, за
исключением пунктов 9.1, 9.2, признанных утратившими силу с 01 января 2021 года (далее –
СанПиН 2.4.2.3286-15); Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2; Санитарных правил и норм
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденного постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 228.09.2020 № 28
и составляет во
1 классе 23 часа. В соответствии с приказом Министерства
образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.08.2020 №1116/1844 рекомендовано
для
работы с
обучающимся не менее
50%
учебной
нагрузки – 11,5
аудиторных часов.
Оставшиеся часы учебного плана используются для
самостоятельной работы
обучающегося на дому с целью выполнения требований федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и основных образовательных программ в
полном объеме.
Индивидуальный учебный план для обучающихся
с РАС (Вариант 8.3) с русским языком обучения
**************************
Предметные
области
Учебные
предметы
Аудиторная
Обязательная
часть
Русский язык
Чтение
Речевая
Самостоя
тельная
2+1
2
1
1
2
1
2
1
2
0
Музыка
0,5
0,5
Рисование
0,5
0,5
Физическая
Физическая
0,5
2,5
культура
культура
Технология
Ручной труд
0,5
0,5
10
10
1,5
1,5
1
0
0,5
0
2
0
Язык и
речевая
практика
практика
Математика
Мир природы и
Математика
Естествознание
человека
Искусство
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык
Внеурочная деятельность
« Разговоры о важном»
(включая коррекционноразвивающую область)
Коррекционно-развивающая
область:
Максимально
допустимая недельная
нагрузка при (5-дневной
учебной
неделе)
Итого к
финансированию
Ознакомлена
______________
11,5
11,5+2
11,5
1
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Почетненский УВК
_________ С. И. Масляк
« 01» декабря 2023 года
Приказ от 01.12.2023 №486
Расписание учебных занятий
обучения на дому обучающегося 2 класса
********************
на 2023/2024 учебный год
Пятница
Среда
Понедельник
Дни недели
№ урока
1
Время проведения
9.00 - 9.45
русский язык
2
9.55 – 10.40
математика
3
10.50 – 11.35
чтение
4
11.45 – 12.30
Речевая практика
1
9.00 - 9.45
Физическая культура
2
9.55 – 10.40
3
10.50 – 11.35
4
11.45 – 12.30
5
12.40 – 13.05
русский язык
6
13.15 – 14.00
математика
1
9.00 - 9.45
чтение
2
9.55 – 10.40
Ручной труд
3
10.50 – 11.35
4
11.45 – 12.30
Мир природы и человека
УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ