РП АСТРОНОМИЯ 11 кл. 2023 - 2024 уч.годpdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ « ПОЧЕТНЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_____________ Масляк С.И.
Приказ №351 от «30» августа 2023г.

Рабочая программа
по астрономии
11 класс (базовый)
на 2023/2024 учебный год

Составлена
учителем физики:
Редькой Т.М.

с. Почетное, 2023 г.

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: федеральный
закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
авторская программа В.М. Чаругина «Астрономия 10 – 11 класс»; астрономия. 10-11
классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин.
- М.: Просвещение, 2017.-144с.; с учетом Программы воспитания МБОУ Почетненский
УВК.
Учебный предмет астрономии в МБОУ Почетненский УВК относится к
самостоятельному курсу учебного плана школы. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1
час в неделю)
Цели изучения астрономии
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
 осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
 приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;
 овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для
определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
 формирование научного мировоззрения;
 формирование навыков использования естественнонаучных и физикоматематических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 формирование естественнонаучной грамотности.
 дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной,
 раскрыть перед ними астрономическую картину мира (основной упор при
изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики,
внегалактической астрономии, космогонии и космологии).
II.

Планируемые предметные результаты

Личностными результатами обучения астрономии в основной школе являются:
 сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания
астрономии как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и
совершенствования
личности
на
основе
личностно-ориентированного,
феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные
действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
 Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения),
самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
 Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной
деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий.
 Познавательные УУД
включают
общеучебные,
логические,
знаковосимволические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы
построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование,
декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области
знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение


отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием
различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования
учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции
отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных
ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
 Коммуникативные УУД
обеспечивают
социальную
компетентность
и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения астрономии в основной школе являются:
 знать и понимать смысл астрономических понятий, астрономических величин и
физических законов;
 описывать и объяснять астрономические явления;
 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости;
 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
 приводить примеры практического использования астрономических знаний;
 решать задачи на применение законов небесной механики;
 осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области
«Астрономия»;
 использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.
III.
Основное
содержание по
темам

Содержание программы

Характеристика основных видов деятельности ученика
Раздел 1. Введение (1 ч)

Введение в
астрономию.

Знать/понимать:

Звёздное небо.
Небесные
координаты.
Видимое
движение планет
и
Солнца.
Движение Луны
и затмения.
Время и
календарь.

Знать/понимать:

-что изучает астрономия;
- роль наблюдений в астрономии;
- значение астрономии;
- что такое Вселенная;
- структуру и масштабы Вселенной.
Раздел 2. Астрометрия (5 ч)
- что такое созвездие;
- названия некоторых созвездий, их конфигурацию;
- основные точки, линии и круги на небесной сфере;
- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;
- основные понятия сферической и практической астрономии;
- продолжительность года;
- число звёзд, видимых невооружённым взглядом;
- принципы определения географической широты и долготы по
астрономическим наблюдениям;
- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также
годичного движения Солнца.
Уметь:
- использовать подвижную звёздную карту;
- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с
географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;
- географическую высоту места наблюдения;
- рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;
- осуществлять переход к разным системам счета времени;
- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу.
Раздел 3. Небесная механика (3 ч)
Система мира.
Законы Кеплера
движения
планет.
Космические
скорости и
межпланетные
перелёты.

Современные
представления о
строении и
составе
Солнечной
системы.
Планета Земля.
Луна и её
влияние на
Землю. Планеты
земной группы.
Планетыгиганты.
Планетыкарлики. Малые
тела Солнечной
системы.
Современные
представления о
происхождении
Солнечной
системы.
Конечность и
бесконечность
Вселенной.
Модель
«горячей
Вселенной».

Знать/понимать:

понятия:
- геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;
- синодический и звёздный периоды;
- горизонтальный параллакс;
- угловые размеры светил;
- первая и вторая космические скорости;
- способы определения размеров и массы Земли; расстояний до
небесных тел и их масс по закону Кеплера;
- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.
Уметь;
-применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при
объяснении движения планет и космических аппаратов;
- решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и
наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний
планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону
Кеплера.
Раздел 4. Строение Солнечной системы (7 ч)
Знать/понимать:

-происхождение Солнечной системы;
- основные закономерности в Солнечной системе;
- космогонические гипотезы;
- система Земля–Луна;
- основные движения Земли;
- форма Земли;
- природа Луны;
- общая характеристика планет земной группы (атмосфера,
поверхность);
- общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность);
- спутники и кольца планет-гигантов;
- астероиды и метеориты;
- пояс астероидов;
- кометы и метеоры.
Уметь;
- пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;
- определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких
созвездиях видны на небе в данное время;
- находить планеты на небе, отличая их от звёзд.

Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Знать/понимать:
- связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и
бесконечности Вселенной;
- что такое фотометрический парадокс;
- необходимость общей теории относительности для построения
модели Вселенной;
- понятие «горячая Вселенная»;

Методы
астрофизических
исследований.
Солнце.
Внутреннее
строение и
источник
энергии Солнца.
Основные
характеристики
звёзд.
Белые карлики,
нейтронные
звёзды, чёрные
дыры. Двойные,
кратные и
переменные
звёзды. Новые и
сверхновые
звёзды. Эволюция
звёзд.

Газ и пыль в
Галактике.
Рассеянные и
шаровые
звёздные
скопления.
Сверхмассивная
чёрная дыра в
центре
Млечного Пути.

- крупномасштабную структуру Вселенной;
- что такое метагалактика;
- космологические модели Вселенной.
Уметь:
- использовать знания по физике и астрономии для описания и
объяснения современной научной картины мира.
Раздел 6. Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Знать/понимать:
- основные физические характеристики Солнца;
- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его
недрах и атмосфере;
- основные проявления солнечной активности, их причины,
периодичность и влияние на Землю;
- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: спектры,
температуры, светимости;
- пульсирующие и взрывающиеся звезд;
- порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд;
- единицы измерения расстояний;
- важнейшие закономерности мира звёзд;
- диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»;
- способ определения масс двойных звёзд;
- основные параметры состояния звёздного вещества;
- важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная
звёздная величина;
- устройство и назначение телескопа;
- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов
Уметь:
- применять основные положения ведущих физических теорий при
объяснении природы Солнца и звёзд;
- решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному
годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по
светимостям, размерам и температурам;
- анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–
светимость»;
находить на небе альфа- звёзды: Малой Медведицы, Лиры, Лебедя,
Орла, Ориона, Близнецов, Возничего, Малого Пса, Большого Пса,
Тельца.
Раздел 7. Млечный путь (3 ч)
Знать/понимать:
- понятие туманности;
- основные физические параметры, химический состав и распределение
межзвёздного вещества в Галактике;
- примерные значения следующих величин: расстояния между
звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,
инфракрасный телескоп;
- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных
звёзд.
Уметь:
- объяснять причины различия видимого и истинного распределения
звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;
- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число
в Галактике, её размеры;
- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных
звёзд.

Раздел 8. Галактики (3 ч)
Классификация
Знать/понимать:
Галактик.
-основные физические параметры, химический состав и распределение
Активные
межзвёздного вещества в Галактике;
галактики
- примерные значения следующих величин: основные типы галактик,
и квазары.
различия между ними;
Скопления
- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;
галактик.
- возраст наблюдаемых небесных тел.
Уметь:
- объяснять причины различия видимого и истинного распределения
звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе.
Раздел 9. Современные проблемы астрономии (3 ч)
Ускоренное
Знать/понимать:
расширение
- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения
Вселенной и
Вселенной;
тёмная энергия. - что исследователи понимают под тёмной энергией;
Обнаружение
- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая
планет
постоянная;
возле других
- условия возникновения планет около звёзд;
звёзд. Поиск
- методы обнаружения экзопланет около других звёзд;
жизни и разума
- об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной;
во Вселенной.
- проблемы поиска внеземных цивилизаций;
- формула Дрейка
Уметь:
- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для
описания и объяснения современной научной картины мира;
- обосновывать свою точку зрения о возможности существования
внеземных цивилизаций и их контактов с нами.
IV.
№
раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тематический план

Перечень разделов

Количество
часов

Введение
Астрометрия
Небесная механика
Строение солнечной системы
Строение и эволюция Вселенной
Астрофизика и звездная астрономия
Млечный путь
Галактика
Современные проблемы астрономии
Итого:

1
5
3
7
2
7
3
3
3
34

Количество
контрольных
работ

1

1

V. Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности
 традиционные уроки: лекция, семинар, тестовая работа, эвристическая беседа;
 нетрадиционные уроки: урок взаимообучения, пресс-конференция, урок-турнир,
урок-путешествие и др.;
 формы практической деятельности: практическая работа со звездной картой;
Предусматривается применение следующих технологий обучения:






классно-урочная система;
игровые технологии;
элементы проблемного обучения;
ИКТ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».