Аннотация к рабочей программе по географии
7 класс
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена в соответствии с
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), с учѐтом авторской программы В. В.
Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной (География. Рабочие программы, предметная
линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2013с учѐтом авторской программы В. В. Николиной,
А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной (География. Рабочие программы, предметная линия
учебников «Полярная звезда». 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина.- М.: Просвещение, 2013), с учетом Программы
воспитания МБОУ
Почетненский УВК.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов и ориентирована на учебник: УМК
«Полярная
звезда».
География. 7 класс: учебник
/ А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина [ др.] – 10-е изд., перераб, - М. : Просвещение, 2022. – 256 с.: ил.
карт. – (Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-087398-7.
Цели
Изучение географии в основнойшколе направлено на достижение следующих
целей:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его
уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе
его развития с учетом исторических факторов;
познание
основных
природных,
социально-экономических,
экологических,
геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом
пространстве России в мире;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей
среды для жизни на Земле;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных
общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения,
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению
и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы,
презентации);
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
•
•
всестороннее изучение географии России, включая
различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных
природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной
дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для
устойчивого развития страны;
выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
Задачи обучения
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
География как учебный предметобеспечивает формирование у учащихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном
пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями
жизни и
хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных
территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических
средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации
своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими,
экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями
географии;
- предпрофильной ориентации.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1. Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте
и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
2. Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
3. Образовательные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний
и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего
продуктивные
задания
учебника, понимание
собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы
слушания.
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности
Коммуникативные УУД:
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
В результате изучения географии обучающийся научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельныхтерриторий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения
и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в
географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторам.