ОБЖ 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Почетненский учебно-воспитательный комплекс"
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РА ССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей
естественно- Заместитель директора по УР
математического цикла
____________ Н.В. Кунахова
Протокол № 01 от «25» 08. 2022 г.
«26» 08. 2022 г.
_______________ Т.М. Редька

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
__________ С.Н Черныш
Приказ № 333 от 26.08.2022 г.

Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
на 2022/2023 учебный год – 8 класс

Составлена
учителем ОБЖ
Редькой Т.М.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 01
«26» 08. 2022 г.

с. Почетное, 2022 г.

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: федеральный закон
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с
изменениями); авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9
классов Д.П. Рудакова, под редакцией Ю. С. Шойгу; учебника «Основы безопасности
жизнедеятельности». 8–9 классы. В 2-х частях. /Д.П. Рудаков. Под научной редакцией Ю.С.
Шойгу. –М.: Просвещение, 2022; с учетом Программы воспитания МБОУ Почетненский
УВК.
Цели и задачи изучения предмета
Целью предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование
у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у
подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
• прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
• возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых
для последующей жизни;
• выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям
современности;
• реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
II.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание
российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и

взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в
решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового об-раза жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице,
на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при
воздействии рисков культурной среды);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и
возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной
и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и

природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и
средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных
и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при
воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, должны
отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
⎯
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
⎯
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
⎯
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
⎯
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
⎯
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

⎯
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
⎯
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
⎯
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам
исследования;
⎯
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
⎯
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
⎯
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
⎯
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
⎯
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
⎯
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
⎯
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
⎯
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
системой
универсальных
познавательных
действий
обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
⎯
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
⎯
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и
намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
⎯
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
⎯
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
⎯
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
⎯
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
⎯
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать
свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
⎯
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение
системой
универсальных
коммуникативных
действий
обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно
составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом
собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и
чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям:
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их сходство и
различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения
ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические,
биологические, химические, психологические, социальные источники опасности — люди,
животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного
происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы,
газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение
опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;

•
•
•
•

безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения
в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация,
электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно
использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный,
водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя
велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе
криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на
транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе
вызванного террористическим актом.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе
техногенного происхождения;
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера
(кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обнаружении в
общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов; эвакуироваться
из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при
захвате и освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для
устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения
(землетрясения,
извержения
вулкана),
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического
происхождения
(ураганы,
бури,
смерчи),
гидрологического
происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные,
торфяные, степные);
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в пр родной среде, учитывая
вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными
насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере,
воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с
использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства,
правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и
водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного
характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного
характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для
личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую
и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на
состояние своего здоровья;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
III.

Содержание учебного предмета

МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
1. Введение:
цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; смысл понятий
«опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях:
общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия
опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и
окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
1.Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь:
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их
опасности; признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи; правила
комплектования и хранения домашней аптечки;
2.Основные опасности в быту. Травмы:
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
3.Правила безопасности при обращении с газом, электричеством. Места общего
пользования:
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания
первой помощи; правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
правила эксплуатации мусоропровода;
4.Пожарная безопасность в жилых помещениях:
пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные
последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные средства
пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения; права, обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности;

5.Проникновение в дом злоумышленников:
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми; меры по
предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке
проникновения в дом посторонних;
6.Аварийные ситуации техногенного происхождения в коммунальных системах
жизнеобеспечения:
классификация аварийных ситуаций; правила подготовки к возможным авариям на
коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
1. Правила дорожного движения:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников
дорожного движения;
2.Безопасность пешехода:
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов; дорожные ловушки и
правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их применения;
3.Безопасность пассажиров:
правила дорожного движения для пассажиров; обязанности пассажиров наземного
общественного транспорта, ремень безопасности и правила его применения; порядок действий
пассажиров при различных происшествиях на наземном общественном транспорте, в том
числе вызванных террористическим актом; правила поведения пассажира мотоцикла;
4.Безопасность водителя:
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения;
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготовки
велосипеда к пользованию;
5.Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действия при ДТП:
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий; порядок
действий очевидца дорожно-транспортного происшествия; порядок действий при пожаре на
транспорте;
6.Пассажиры на различных видах транспорта:
особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного,
воздушного); обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на
отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
7.Элементы первой помощи при ЧС на транспорте;
первая помощь и последовательность её оказания; правила и приёмы оказания первой помощи
при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
1.Основные опасности в общественных местах:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в
общественных местах; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
2.Действия при возникновении массовых беспорядков, паники, толпы:
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания
людей; порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей; порядок
действий при попадании в толпу и давку;
3.Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий:
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара; порядок действий при
эвакуации из общественных мест и зданий;
4.Безопасность в общественных местах. Основные риски в ситуациях криминогенного
характера:
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок
действий при их возникновении; порядок действий при обнаружении бесхозных
(потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения
террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников; порядок
действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:

1.Классификация и характеристика ЧС природного характера:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация; природные пожары, их
виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в
зоне природного пожара;
2.Сигналы бедствия и способы их подачи:
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному
автономному существованию; порядок действий при автономном существовании в природной
среде; правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
3.Встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями.
Распознавание растений и грибов.
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок
действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков,
клещей и насекомых; различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
4.Правила безопасного поведения в горах:
устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения
риска попадания под камнепад; сели, их характеристики и опасности, порядок действий при
попадании в зону селя; оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале
оползня;
5.Правила безопасного поведения на водоемах:
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и
неподготовленных местах; порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила
поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду,
порядок действий при обнаружении человека в полынье;
6.Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами:
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении; цунами, их
характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;
7.Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче, грозе:
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях
и смерчах; грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
8.Безопасное поведение при угрозе землетрясения, извержения вулкана:
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при
землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения
вулкана;
9.Экология и ее значение для устойчивого развития общества:
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого
развития общества; правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке.

IV.

Тематическое планирование

№
модуля

Темы модулей

Кол-во
часов

Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Модуль 5

Культура безопасности в современном обществе
Безопасность в быту
Безопасность на транспорте
Безопасность в общественных местах
Безопасность в природной среде
ИТОГО

2
6
8
6
12
34

Кол-во
контроль
ных работ
1

1
2

V.

Формы организации учебного предмета и основных видов
учебной деятельности

▪
индивидуальная, парная; групповая; интерактивная.
▪
классно-урочная система,
•
дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах,
•
технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение,
информационно коммуникационные технологии.
Формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации; защита творческих,
проектных, исследовательских работ; тесты; самостоятельные, проверочные работы;
интерактивные задания; практические работы; устный опрос.
Приложение № 1 – календарно-тематическое планирование
для 8 класса на 2022/2023 учебный год

Приложение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Почетненский учебно-воспитательный комплекс"
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РА ССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей
естественно- Заместитель директора по УР
математического цикла
____________ Н.В. Кунахова
Протокол № 01 от «25» 08. 2022 г.
«26» 08. 2022 г.
_______________ Т.М. Редька

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
__________ С.Н Черныш
Приказ № 333 от 26.08.2022 г.

Календарно-тематическое планирование
по основам безопасности жизнедеятельности
на 2022/2023 учебный год – 8 класс

Составлена
учителем ОБЖ
Редькой Т.М.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 01
«26» 08. 2022 г.

с. Почетное, 2022 г.

Календарно-тематическое планирование учебного материала по ОБЖ в 8 классе
на 2022/2023учебный год
(Всего-34 ч, 1 час в неделю)
№

Плани
руемая
дата

Дата
прове
дения
урока

Тема урока

МОДУЛЬ I. Культура безопасности в современном обществе. 2ч.
1
2

05.09.
2022
12.09.
2022

Введение. Цель и задачи предмета ОБЖ, его ключевые
понятия и значение для человека.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ II. Безопасность в быту. 6ч.

3
4
5
6
7
8

19.09.
2022
26.09.
2022
03.10.
2022
10.10.
2022
17.10.
2022
24.10.
2022

Основные опасности в быту. Отравления. Первая помощь
при отравлениях.
Основные опасности в быту. Травмы.
Правила безопасности при обращении с газом,
электричеством. Места общего пользования.
Пожарная безопасность в жилых помещениях.
Проникновение в дом злоумышленников.
Аварийные ситуации техногенного происхождения в
коммунальных системах жизнеобеспечения.
МОДУЛЬ III. Безопасность на транспорте. 8ч.

9
10
11
12
13
14
15
16

07.11.
2022
14.11.
2022
21.11.
2022
28.11.
2022
05.12.
2022
12.12.
2022
19.12.
2022
26.12.
2022

Правила дорожного движения.
Безопасность пешехода.
Безопасность пассажира.
Безопасность водителя.
Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действий
при ДТП.
Контрольная работа №1. «Безопасность в быту.
Безопасность на транспорте».
Пассажиры на различных видах транспорта.
Элементы первой помощи при чрезвычайных
ситуациях на транспорте.
МОДУЛЬ IV. Безопасность в общественных местах. 6ч.

Примеч.

17
18
19
20
21
22

09.01.
2023
16.01.
2023
20.01.
2023
23.01.
2023
30.01.
2023
06.02.
2023

Основные опасности в общественных местах.
Действия при возникновении массовых беспорядков,
паники и толпы.
Пожарная безопасность в общественных местах. Действия
при обрушении зданий.
Пожарная безопасность в общественных местах. Действия
при обрушении зданий.
Пожарная безопасность в общественных местах. Основные
риски в ситуациях криминогенного характера.
Пожарная безопасность в общественных местах. Основные
риски в ситуациях криминогенного характера.
МОДУЛЬ V. Безопасность в природной среде. 12ч.

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34

13.02.
2023
16.02.
2023
20.02.
2023
27.02.
2023
06.03.
2023
13.03.
2023
27.03.
2023
03.04.
2023
10.04.
2023
24.04.
2023
15.05.
2023
22.05.
2023

Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций
природного характера.
Сигналы бедствия и способы их подачи.
Встречи с дикими животными, опасными насекомыми,
клещами и змеями. Распознавание растений и грибов.
Правила безопасного поведения в горах.
Правила безопасного поведения на водоемах.
Правила безопасного поведения на водоемах.
Безопасное поведение при угрозе наводнения, цунами.
Правила безопасного поведения при урагане, буре, смерче,
грозе.
Контрольная работа №2. «Безопасность в
общественных местах. Безопасность в природной
среде».
Безопасное поведение при угрозе землетрясения,
извержении вулкана.
Экология и ее значение для устойчивого развития
общества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».