Рабочая программа география 11 класс 2022 - 2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
протокол № 01 от 25.08.2022г.
________________Т.М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
25.08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
______________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333

Рабочая программа
по географии
на 2022/2023 учебный год - 11 класс
(Базовый уровень)

Составлена
учителем географии
Совой С.Г.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08. 2022 г.

с. Почетное, 2022 год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе Закона
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ; приказа
Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями;
авторской программы:
В.П. Максаковский - Программы общеобразовательных
учреждений. География. 10-11 классы, с учетом Программы воспитания МБОУ Почетненский
УВК.

УМК
География. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый
уровень/ В.П. Максаковский. – 23-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2014. –416 с.:
ил., карт. – ISBN 978-5-09-028246-8.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа и ориентирована на учебник:

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих
основных целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем
человечества и путях их решения; методах изучения географического
пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
бережного отношения к окружающей среде;
• воспитание любви к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту,
в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
• воспитание уважения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого
ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации.
Задачи обучения
Одной из важнейших задач образования является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование
общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и
развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Он завершает
2

формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые
опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического
разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных
явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у
учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а
также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
II. Планируемые результаты обучения географии
11 класс
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных
и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

3

9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные
действия,
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
4

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных
материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного
поведения в окружающей среде.
III.
Содержание учебного предмета «География»
11 класс (1 ч. в неделю, всего 34 ч., из них 1 ч. – резервное время)
Введение (2 ч).
Повторение основных понятий и закономерностей общей экономикогеографической характеристики мира, современной политической карты мира и
типологии стран.Различия стран современного мира по размерам территории,
численности населения, особенностям населения, особенностям географического
положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные;
высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые
страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др.
группы).
Региональная характеристика мира – 31 ч.
Тема 1. Зарубежная Европа (8 ч).
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы:
Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный
потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный
состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности
расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские
агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные
отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и
обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и
5

южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные
экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Страны Европы: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия. Краткая историческая
справка. Территория, границы, положение. Государственный строй и форма правления.
Природные условия и ресурсы. Особенности населения: численность, движение,
расселение, крупнейшие города. Структура и география: промышленности, сельского
хозяйства и транспорта. Сфера услуг. Объекты Всемирного наследия.
Практические работы: 1.Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух развитых стран Европы.
Тема 2. Зарубежная Азия (9 ч).
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия,
Центральная и Восточная Азия. Большие различия между странами. Природные условия,
их контрастность, неравномерность распределения ресурсов.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав.
Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых
религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые
индустриальные страны. Причины быстрого экономического роста отдельных стран.
Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации.
Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Страны Азии: Япония, Китай, Индия. Краткая историческая справка. Территория,
границы, положение. Государственный строй и форма правления. Природные условия и
ресурсы. Особенности населения: численность, движение, расселение, крупнейшие
города. Структура и география: промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Сфера услуг. Международные экономические связи. Объекты Всемирного наследия.
Австралия. Краткая историческая справка.
Территория, границы, положение.
Политическая карта. Государственный строй.Богатство природных ресурсов и нехватка
воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности
воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.Место в мировом хозяйстве,
главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана
окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Океания.
Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей
населения и хозяйственного развития.
Практические работы: 2.Построение картосхемы и диаграммы экономических связей
крупных стран Азии (по выбору).
Тема 3. Африка (3 ч).
Общая характеристика региона. Субрегионы Африки: Северная, Западная,
Восточная, Центральная и Южная Африка. Территория, границы и географическое
положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности
государственного строя и формы правления.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического
развития стран Африки. Хозяйственная оценка природных ресурсов.
6

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности
этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации
промышленности. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина
деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и
национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая
страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые.
Доминирование горнодобывающей
отрасли. «Черное большинство» и «белое
меньшинство».
Практические работы: 3. Составление экономико-географической характеристики
одной из развивающихся стран мира (по выбору).
Тема 4. Северная Америка (4 ч).
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона.
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.
Территория,
границы, положение. Государственный строй и форма правления.
Характеристика населения. Роль иммиграции в формировании населения. Главные
города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития хозяйства. Основные
отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные
промышленные районы. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы
(пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Международные
экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки
и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Север, Юг, Запад.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического положения, государственного строя и формы правления, природы,
населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль
добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого
капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады
и США.
Практические работы:
4.Сравнительная характеристика хозяйства главных
экономических районов США.
Тема 5. Латинская Америка (4 ч).
Состав и
общая характеристика региона. Деление Латинской Америки на
субрегионы.
Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские
(Андийские) страны, Центральная Америка, Вест-Индия и Мексика. Географическое
положение. Природные условия и ресурсы.

7

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность
этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения. Темпы и
уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли
специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные
районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее
размещения.
Особенности землевладения.
Главные сельскохозяйственные районы и их
специализация.
Основные черты развития и размещения транспорта.
Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические
проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономикогеографического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные
черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный
треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Объекты Всемирного наследия.
Практические работы: 5.Составление маршрута путешествия по одной из стран мира (в
виде презентации).
Тема 7. Россия в современном мире (1 ч).
РФ на политической карте мира. Изменение географического положения РФ во
времени. Современное геополитическое положение РФ. Характеристика современного
этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего.
РФ в системе международных финансово- экономических отношений. Особенности
географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры РФ.
Тема 8. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (2 ч).
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы войны и мира,
международного
терроризма,
сырьевая,
демографическая,
продовольственная,
преодоление отсталости развивающихся стран и экологическая – главные из глобальных
проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества.
Практические работы: 6. Характеристика основных глобальных проблем мира.
IV. Тематическое планирование
№ Раздел, тема
п/п
1. Введение.

2.

Зарубежная Европа

Кол-во
часов
2

8

Кол-во
к/р

1

Кол-во
п/р

1

Электронные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
8

3.

Зарубежная Азия

9

4.

Африка

3

1

5.

Северная Америка

4

1

6.

Латинская
Америка

4

7.

Россия
в
современном мире

1

8.

Глобальные
проблемы
современности
их взаимосвязь

2

9.

1

1

1

1

1

и

Резервное время.

1

Итого:

34

3

https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/11/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/g
eographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka

6

Перечень практических работ в 11 классе:
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых
стран Европы.
2.Построение картосхемы и диаграммы экономических связей крупных стран Азии (по
выбору).
3.Составление экономико-географической характеристики одной из развивающихся стран
мира (по выбору).
4. Сравнительная характеристика хозяйства главных экономических районов США.
5.Составление маршрута путешествия по одной из стран мира (в виде презентации).
6. Характеристика основных глобальных проблем мира.
Запланированные практические работы в рабочей программе соответствуют темам,
перечисленным в методических рекомендациях КРИППО об особенностях преподавания
географии в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2019/2020 учебном
году.
9

Практические работы оцениваются (выборочно или фронтально). Обязательному
оцениванию подлежат итоговые практические работы, а обучающие и тренировочные
практические работы оцениваются выборочно на усмотрение учителя. С этой целью в
календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы –
обучающий, тренировочный, итоговый.
V. Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности:
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные
уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования
умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала,
обобщающие уроки). Среди форм организации учебной деятельности большее значение
имеют наблюдения, практические работы.

Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 – 11 класс на 2022/2023 учебный год

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».