Рабочая программа география 10 класс 2022 - 2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
протокол № 01 от 25.08.2022г.
________________Т.М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
25.08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
______________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333

Рабочая программа
по географии
на 2022/2023 учебный год - 10 класс
(Базовый уровень)

Составлена
учителем географии
Совой С.Г.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08. 2022 г.

с. Почетное, 2022 год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена в соответствии с
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), с учѐтом авторской программы
авторской программы:
В.П. Максаковский - Программы общеобразовательных
учреждений. География. 10-11 классы, с учетом Программы воспитания МБОУ Почетненский
УВК.

УМК
География. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый
уровень/ В.П. Максаковский. – 23-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2014. –416 с.:
ил., карт. – ISBN 978-5-09-028246-8.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа и ориентирована на учебник:

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих
основных целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем
человечества и путях их решения; методах изучения географического
пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации.
• воспитание любви к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту,
в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать.
• воспитание уважения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого
ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека.
Задачи обучения
Одной из важнейших задач образования является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на
формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение
воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,
2

которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического
разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных
явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у
учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а
также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
II. Планируемые

результаты освоения географии
10 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «География 10 класс»:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов.
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли.
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере.
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных
и экономических особенностей.
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности.
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
3

9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования.
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса
формирование универсальных учебных действий (УУД).

«География»

является

Регулятивные УУД
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
4

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты учащихся (выпускников) направлены на реализацию
деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах
и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
5

– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим
в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
–
оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать
основные
направления
международных
исследований
малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества
6

III.
Содержание учебного предмета «География»
10 класс (1 ч. в неделю, всего 34 ч., из них 1 ч. – резервное время)
Введение (1 ч).
Экономическая и социальная география как наука, её место в системе
географических наук. Основные источники географической информации. Различные виды
карт и методы работы с ними. Методы экономико-географических исследований.
Геоинформационные системы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА – 32 ч.
Тема 1. Политическая карта мира (6 ч).
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и
качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных
границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные
воды.
Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и
островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства.
Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики.
Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира.
Международные организации, их многообразие и виды.
Практические работы: 1.Составление таблицы “Формы государственного правления и
административно-территориального деления стран мира”. 2. Характеристика политикогеографического положения страны (по выбору).
Тема 2. Взаимодействие общества и природы. География мировых природных
ресурсов (6 ч).
Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное
и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных
стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале
иресурсообеспеченности.
Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и
нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных
государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов
минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное
освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных
площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса.
Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение
площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в
обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных
ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана.
Роль океана в обеспечении человечества
разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды
минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и
ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды.
7

Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха.
Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Практические работы: 3.Нанесение на контурную карту мира основных топливнорудных бассейнов Земли. 4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по
выбору).
Тема 3. География населения мира (6 ч).
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды.
Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость,
смертность и естественный прирост – главные демографические показатели.
Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства
населения.
Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия.
Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства
населения.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и
языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и
этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее
географические особенности.
Неравномерность размещения населения. Плотность населения. География мировых
миграционных процессов, их причины и следствия.
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся
странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы.
Сельское населения и формы его расселения.
Практические работы: 5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости
населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. 6. Крупнейшие
агломерации и мегалополисы мира.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 ч).
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда.
Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран
мира.
Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов.
Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция.
Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и
региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную
и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли
промышленности.
Наукоемкие
отрасли.
Авангардная
тройка
отраслей.
Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких
технологий.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12 ч).
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны
импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом
производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая,
лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей
промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые
лидеры в различных отраслях промышленного производства.
8

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные
отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство.
«Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве
сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в
мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота
транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль
морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности
организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические
зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение.
Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Практическая работа: 7.Анализ основных факторов размещения производства в мире. 8.
Составление
экономико-географической
характеристики
одной
из
отраслей
промышленности мира.
IV. Тематическое планирование
№
п/п

Раздел, тема

Кол-во
часов

1.

Введение.

1

2.

Политическая карта
мира.

6

3.

Взаимодействие
общества и природы.
География мировых
природных
ресурсов.
География
населения мира.

6

5.

Мировое хозяйство
и
научнотехническая
революция.

2

6.

География отраслей
мирового хозяйства.

12

7.

Резервное время.

1

4.

6

Колво
к/р

1

Кол-во
п/р

2

2

1

2

1

2

Электронные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/4/10/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/ge
ographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/10/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/ge
ographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/10/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/ge
ographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/10/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/ge
ographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/10/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/ge
ographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/10/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiya/ge
ographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/10/
https://uchi.ru/
9

https://foxford.ru/wiki/geografiya/ge
ographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
Итого:

34

3

8

Перечень практических работ в 10 классе:
1.Составление таблицы «Формы государственного правления и административнотерриториального деления стран мира».
2. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).
3.Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных бассейнов Земли.
4. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору).
5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах
хозяйства стран и регионов мира.
6. Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
7.Анализ основных факторов размещения производства в мире.
8. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности мира.
Запланированные практические работы в рабочей программе соответствуют темам,
перечисленным в методических рекомендациях КРИППО об особенностях преподавания
географии в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020/2021 учебном
году.
Практические работы оцениваются (выборочно или фронтально). Обязательному
оцениванию подлежат итоговые практические работы, а обучающие и тренировочные
практические работы оцениваются выборочно на усмотрение учителя. С этой целью в
календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы –
обучающий, тренировочный, итоговый
V. Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности:
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные
уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования
умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала,
обобщающие уроки). Среди форм организации учебной деятельности большее значение
имеют наблюдения, практические работы.
Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 – 10 класс на 2022/2023 учебный год

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».