Рабочая программа география 9 класс 2022 - 2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
протокол № 01 от 25.08.2022г.
________________Т.М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
25.08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
______________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.20212г. № 333

Рабочая программа
по географии
на 2022/2023 учебный год - 9 класс

Составлена
учителем географии
Совой С.Г.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08. 2022 г.

с. Почетное, 2022 год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), с учѐтом авторской программы В. В.
Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной (География. Рабочие программы, предметная
линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2013 с учѐтом авторской программы В. В. Николиной,
А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной (География. Рабочие программы, предметная линия
учебников «Полярная звезда». 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина.- М.: Просвещение, 2021), с учетом Программы воспитания МБОУ Почетненский
УВК.

Рабочая программа ориентирована на учебник УМК «Полярная
звезда».
География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / А.И. Алексеев,
В.В. Николина, Е.К. Липкина и др./ - М. : Просвещение, 2022. – 240 с.: ил. карт. –
(Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-024919-5.
Цели
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
• формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его
уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе
его развития с учетом исторических факторов;
• познание
основных
природных,
социально-экономических,
экологических,
геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом
пространстве России в мире;
• формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей
среды для жизни на Земле;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных
общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения,
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению
и сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
• формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы,
презентации);
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
2

•

всестороннее изучение географии России, включая
различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных
природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной
дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для
устойчивого развития страны;
• выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
• воспитание любви к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать.
• воспитание уважения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
Задачи обучения
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
География как учебный предмет обеспечивает формирование у учащихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном
пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями
жизни и
хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных
территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических
средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации
своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими,
экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями
географии;
- предпрофильной ориентации.
II. Планируемые

результаты освоения географии

Личностными результатами обучения географии является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в 9 классе обуславливает достижение следующих результатов
личностного развития:
1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры
своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3

3. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
4. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.
5. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие
в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей.
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
7. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
10. Осознание важности семьи в жизни человека общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитие эстетического сознания чрез освоение художественного наследия народов
России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения курса географии 9 класса являются.
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать
определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое
рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную
позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные.
4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности,
умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников,
аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа
действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной
сложности.
5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы.
6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернет) и свободно пользоваться справочной
4

литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики.
8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
решения конфликтов.
10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения курса географии 9 класса являются:
Выпускник научится:
•
•
•
•
•

объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов
страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями
других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:
• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и
их частей;
• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на
территории России;
• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
III.

Содержание учебного предмета «География»

9 класс (2 ч. в неделю, всего 68 ч., из них 2 ч. – резервное время)
Тема 1. Регионы России(10 ч.)
5

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад
П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение
районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного
освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы
России.
Европейская
Россия.
Азиатская
Россия.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и ЗападноСибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь.
Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические
проблемы. Экологическая безопасность России.
Практическая работа № 1. Определение положительных и отрицательных черт
географического положения России.
Практическая работа № 2. Обозначение на контурной карте элементов районирования
России
Практическая работа № 3. Составление комплексной физико-географической
характеристики крупных природных регионов России.
Европейская Россия – 41 час
Тема 2. Центральная Россия(9 ч.).
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического
положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и
степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного народного и
культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития
хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры.
Города науки. Проблемы сельской местности.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация
хозяйства.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы.
Подмосковье.
Практическая работа № 4. Составление сравнительной характеристики экономических
районов Центральной России.
Тема 3. Северо-Запад(6 ч.)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка
природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород.
Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли
специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука,
культура. Экологические проблемы города.
Практическая работа № 5. Составление характеристики одного из крупнейших городов
России (Москва, Санкт-Петербург) (по выбору в виде презентации или описания)
Тема 4. Европейский Север(4 ч.)
6

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного
потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск,
Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация
района.
Проблемы
и
перспективы
развития
Европейского
Севера.
Практическая работа № 6.
Составление комплексной характеристики лесной
промышленности Европейского Севера.
Тема 5 . Европейский Юг(5 ч.)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных
условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная
поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и
религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные
города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации
района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды.
Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Практическая работа № 7. Нанесение на контурную карту размещения основных
сельскохозяйственных культур Европейского Юга России.
Тема 6. Республика Крым(8 ч.)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных
условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная
поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная
пестрота Республики Крым. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности
современного хозяйства.
Города-курорты.
Проблемы и перспективы развития
Республики Крым.
Тема 7. Поволжье (4 ч.)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и
ресурсы.
Волга —
главная
хозяйственная
ось
района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов
Поволжья.
Крупные
города.
Волжские
города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и
перспективы развития Поволжья.
Практическая работа № 8. Составление характеристики одной из отраслей
промышленности Поволжья
Тема 8. Урал(5 ч.)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и
ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский
заповедник.
Этапы
освоения
территории
и
развития
хозяйства
Урала.
Старейший
горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство
Урала.
7

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала:
Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
Практическая работа № 9. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих
на экологическую ситуацию в районе
Азиатская Россия – 11 часов
Тема 9. Сибирь (6 ч.)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные
народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь.
Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной
Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города:
Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь.
Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект
Всемирного природного наследия.
Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
Практическая работа № 10. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и
Восточной Сибири.
Тема 10. Дальний Восток (5 ч.)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные
контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы.
Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство.
Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Заключение (4 ч.)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные,
информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего
зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей
с другими государствами.
Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Практическая работа № 11 Анализ внешнеэкономических связей России.
Резерв (2 ч.)
IV. Тематическое планирование географии 9 класс
№
Разделы программы
п/п
1. Тема 1. Регионы России

Кол-во
часов
10

Кол-во
к/р

Кол-во
п/р
3

Электронные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
8

2.

Европейская Россия:
Тема 2. Центральная
Россия

41
9

3.

Тема 3. Северо-Запад

6

1

4.

Тема 4. Европейский
Север

4

1

5.

Тема 5. Европейский
Юг

5

6.

Тема 6. Республика
Крым

8

7.

Тема 7. Поволжье

4

8.

Тема 8. Урал

5

3
1

1

6
1

1

1

1

1

https://foxford.ru/wiki/geo
grafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
9

9.

Азиатская Россия:
Тема 9. Сибирь

11
6

10.

Тема 10. Дальний
Восток

5

11.

Заключение

4

12.

Резерв

2

13.

Итого:

68

1

1
1

1

1

4

https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geo
grafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanaukahttps://resh.edu.ru/sub
ject/4/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka
https://resh.edu.ru/subject/4
/9/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geog
rafiya/geographiyadrevnaya-i-sovremennayanauka

11

Запланированные практические работы в рабочей программе соответствуют темам,
перечисленным в методических рекомендациях КРИППО об особенностях преподавания
географии в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020/2021 учебном
году.
Практические работы оцениваются (выборочно или фронтально). Обязательному
оцениванию подлежат итоговые практические работы, а обучающие и тренировочные
практические работы оцениваются выборочно на усмотрение учителя . С этой целью в
календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы –
обучающий, тренировочный, итоговый.
V. Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности:
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные
уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования
умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала,
10

обобщающие уроки). Среди форм организации учебной деятельности большее значение
имеют наблюдения, практические работы.
Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 – 9 класс на 2022/2023 учебный

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».