рабочая программа география 6 ФГОС 2022 - 2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
протокол № 01 от 25.08.2022г.
________________Т.М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
25.08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
______________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333

Рабочая программа
по географии
на 2022/2023 учебный год - 6 класс

Составлена
учителем географии
Совой С.Г.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08. 2022 г.

с. Почетное, 2022 год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена в соответствии с
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), с учѐтом авторской программы В. В.
Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной (География. Рабочие программы, предметная
линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2013с учѐтом авторской программы В. В. Николиной,
А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной (География. Рабочие программы, предметная линия
учебников «Полярная звезда». 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина.- М.: Просвещение, 2021, с учетом Программы
воспитания МБОУ
Почетненский УВК.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа и ориентирована на учебник: УМК
«Полярная
звезда».
География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных
организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина и др./ - М. : Просвещение, 2014. – 192 с.: ил. карт. – (Полярная
звезда). – ISBN978-5-09-032366-6.
Цели
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
•
•
•
•
•
•

•
•

•

формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его
уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе
его развития с учетом исторических факторов;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей
среды для жизни на Земле;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных
общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения,
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению
и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы,
презентации);
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;

2

•

выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
• воспитание любви к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать.
• воспитание уважения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
Задачи обучения
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
География как учебный предмет обеспечивает формирование у учащихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном
пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями
жизни и
хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных
территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических
средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации
своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими,
экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями
географии;
- предпрофильной ориентации.
II. Планируемые результаты освоения географии
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1. Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте
и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
2. Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
3

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
3. Образовательные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний
и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание
собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
4

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
В результате изучения географии обучающийся научится:
•различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных
свойств
и
проводить
их
простейшую
классификацию;
• знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств,
условий
протекания
и
географических
различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной
высоты,
направления
и
скорости
течения
водных
потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей
среде;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и СМИ;
•создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

5

II. Содержание учебного предмета «География»
6 класс (1 ч. в неделю, всего 34 ч., из них 1 ч. – резервное время)
Повторение (1ч)
Тема 1. Гидросфера(10 ч)
Состав и строение гидросферы. Вода на Земле. Свойства воды. Мировой круговорот
воды.
Мировой океан, его части. Жизнь в океане. Методы изучения морских глубин.
Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт
для определения географического положения и описания морей, океанов.
Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для
определения глубин, направлений морских течений, свойств воды.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система, речной бассейн,
водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России.
Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина.
Равнинные и горные реки, их особенности.
Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр.
Крупнейшие пресные и солёные озёра мира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра.
Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и
использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей
горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,
многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную
деятельность.
Человек и гидросфера.Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на
Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры
предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной
безопасности.
Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов
(в течение изучения темы).
Практическая работа № 2. Составление сравнительной характеристики географического
положения двух океанов.
Практическая работа № 3. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.
Тема 2. Атмосфера (11 ч)
Состав атмосферы, ее строение. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Атмосферные явления.
Тепло в атмосфере. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в
тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура,
её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая
амплитуда. Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты
Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.
6

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.
Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты
местности над уровнем моря.
Ветер, причина его образования. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные
ветры Земли.
Влага в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр.
Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования.
Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и
деятельность человека.
Погода и климат. Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их
формирования и свойства. Климат и климатические пояса. Отличие климата от погоды.
Климатообразующие факторы. Наблюдения за погодой. Решение практических задач на
определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха.
Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила
обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в
экстремальных климатических условиях.
Практическая работа № 4. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе
(в течение изучения темы “Атмосфера”).
Практическая работа № 5. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной
температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с
высотой.
Практическая работа № 6. Составление графика изменения температуры воздуха,
диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.
Тема 3. Биосфера (5 ч)
Биосфера – земная оболочка. Разнообразие растительного и животного мира Земли.
Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы
биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к
среде обитания. Биологический круговорот.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и
неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы
(условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его
повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении
почв.
Биосфера - сфера жизни. Широтная зональность и высотная поясность в
растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и
животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ
определения качества окружающей среды.
Практическая работа № 7.Составление схемы биологического круговорота в
природе.
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между
её составными частями.
7

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая
оболочка — крупнейший природный комплекс Земли.
Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности
человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека
среда. Культурные ландшафты.
Практическая работа № 8. Составление сравнительной характеристики двух
природных зон Земли.
Практическая работа № 9. Описание природного комплекса своей местности.
Резерв (1ч)
IV. Тематическое планирование
(1 ч. в неделю, всего 34 ч., из них 1 ч. – резервное время)
№
п/п

Раздел, тема

Кол-во
часов

Кол-во
к/р

Кол-во
п/р

1.

Повторение

1

2.

Тема 1.
Гидросфера

10

1

3

3.

Тема 2.
Атмосфера

11

1

3

4.

Тема 3.
Биосфера

5

5.

Тема 4.
Географическа
я оболочка
Земли

6

6.

Резерв

1

7.

Итого

34

1

1

2

3

9

Электронные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/4/6/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiy
a/geographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/6/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiy
a/geographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/6/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiy
a/geographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/6/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiy
a/geographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/6/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiy
a/geographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka
https://resh.edu.ru/subject/4/6/
https://uchi.ru/
https://foxford.ru/wiki/geografiy
a/geographiya- drevnaya-isovremennaya-nauka

8

Запланированные практические работы в рабочей программе соответствуют темам,
перечисленным в методических рекомендациях КРИППО об особенностях преподавания
географии в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020/2021 учебном
году.
Практические работы оцениваются (выборочно или фронтально). Обязательному
оцениванию подлежат итоговые практические работы, а обучающие и тренировочные
практические работы оцениваются выборочно на усмотрение учителя. С этой целью в
календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы –
обучающий, тренировочный, итоговый.
V. Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности:
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные
уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования
умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала,
обобщающие уроки). Среди форм организации учебной деятельности большее значение
имеют наблюдения, практические работы.
Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 – 6 класс на 2022/2023 учебный год

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».