Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопский район
Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
социальногуманитарного цикла
протокол № 01
от «25» августа 2022 г.
___________Салимова Н.С.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директор
по учебной работе
___________ Кунахова Н.В.
«26» августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
_________ Черныш С.Н.
приказ от 26.08.2022 г.
№ 333
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
на 2022-2023 учебный год – 10 класса
Составлена
учителем русского языка и
литературы
Козуб И.Е.
Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01
от «26» августа 2022 г.
с. Почетное, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 10 класса составлена на
основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", приказа Министерства Образования и Науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями, внесенными
приказом от 29.06.2017 № 613, письма Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от18.05.2022 № 1/01-14 «О формировании учебных планов
общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные
образовательные программы, на 2022/2023 учебный год», Концепции преподавания
русского языка и литературы в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
09.04.2016г. № 637-р, Примерной программы по учебному предмету «Русский родной
язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию протокол от 31 января 2018 года № 2/18 с учетом Программы
воспитания МБОУ ПочетненскийУВК.
Количество часов по учебному плану: 17 часа, в неделю – 0,5 час (34 учебных
недели).
Цели и задачи обучения
Целями изучения родного языка (русского) по программам среднего общего
образования являются:
формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности,
гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества,
ответственности за его настоящее и будущее; представления о традиционных российских
духовно-нравственных ценностях как основе российского общества; воспитание культуры
межнационального общения;
воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку,
отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него — к
родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное достояние;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести
и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
расширение представлений о
родном языке как базе общезначимых
интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов;
знаний о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и
национального мировосприятия, истории говорящего на нём народа; об актуальных
процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода; о русском
литературном языке как высшей форме национального языка, о вариативности нормы,
типах речевой культуры, стилистической норме русского языка; о тексте как средстве
хранения и передачи культурных ценностей и истории народа;
совершенствование устной и письменной речевой культуры, формирование гибких
навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на основе
представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику,
формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного
словоупотребления); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся;
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
2
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности,
умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать
информацию прочитанного и прослушанного текста; овладение стратегиями,
обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов
(гипертекст, графика, инфографика и др.); умений трансформировать, интерпретировать
тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения обучающимися Примерной рабочей
программы среднего общего образования по родному языку (русскому) должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества;
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, родной язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде;
идейная убеждённость, готовность к
служению и
защите Отечества,
ответственность за его судьбу
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность адекватно оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к
своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России.
3
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе
словесного;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному
русскому языку
5. Физического воспитания:
сформированность здорового и
безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в
физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к
активной деятельности технологической и
социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, переводчиков, педагогов; умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность по родному языку индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения Примерной рабочей программы по
родному языку (русскому) для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
4
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения, в том числе на материале русского родного языка;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и процессов;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении проектов по
родному языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с
опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в
контексте изучения предмета «Родной язык (русский)», навыками разрешения проблем;
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, в том числе по
родному русскому языку, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в
познавательную и
практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации (текст, презентация, таблица, схема, диаграмма, график и др.);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
5
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родного языка и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою
точку зрения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке родного языка и во внеурочной деятельности;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
развивать творческие способности и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
самостоятельно составлять план действий при анализе и создании текста, вносить
необходимые коррективы в ходе его реализации;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
6
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
«Язык и культура»:
Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества,
государства; смысл понятия «традиционные российские духовно-нравственные
ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к
использованию родного русского языка во всех сферах жизни; иметь представление о
языковом многообразии Российской Федерации; проявлять уважительное отношение к
национальным культурам и языкам народов России.
Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о
ключевых словах русской культуры и
их основных разрядах; анализировать и
комментировать текст с точки зрения употребления в нём ключевых слов русской
культуры (в рамках изученного).
Иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать
процессы актуализации и пассивизации различных разрядов слов и устойчивых
словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры народа,
приводить соответствующие примеры.
Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об
истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения
русского народа.
«Культура речи»:
Осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм,
приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного)
Иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать
основные типы речевой культуры человека.
Иметь представление об изменениях орфоэпических норм современного русского
литературного языка, актуальных вариантах орфоэпической и акцентологической норм
современного русского литературного языка; анализировать примеры вариантов
произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей
речи (в рамках изученного) с опорой на словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI
в.
Иметь представление об изменениях лексических норм современного русского
литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений; понимать значение
словарных помет в толковых словарях ХХI в (в рамках изученного).
Иметь представление об изменениях морфологических норм современного
русского литературного языка; анализировать и сопоставлять варианты форм имени
существительного, глагола.
Иметь представление об орфографической вариативности в современном русском
языке, орфографическом варианте; анализировать орфографические варианты (на
отдельных примерах).
Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного
7
русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом
её соответствия основным нормам современного литературного языка.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов,
паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского
языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных
ценностей, опыта и истории народа; как памятнике культуры.
Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в цифровой
среде; об их отличиях от традиционных текстов; о возможностях использования в
текстах различных знаковых систем; об отражении в этих текстах современных
тенденций к визуализации и диалогизации общения.
Владеть основными стратегиями, приёмами оптимизации процессов чтения и
понимания текста. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и
гипертекстов Использовать графику как средство упорядочения информации
прочитанного и/или услышанного текста при создании вторичных текстов.
Иметь представление о специфике устной речи. Осознавать и использовать свой
речевой опыт в процессе коммуникации.
Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер общения,
отражающей современное состояние русского языка и тенденции его развития; владеть
культурой электронного общении.
Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ)
как информационно-справочный ресурс.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие родного языка,
значение родного языка в жизни человека. Родной язык как явление национальной
культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов Российской Федерации.
Культура родной речи как фактор сохранения культурной преемственности поколений.
Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского
народа. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
Национально-специфическая лексика русского языка и её основные типы (повторение,
обобщение). Особенности русской языковой картины мира (общее представление).
Ключевые слова русской культуры, основные разряды ключевых слов и их особенности
(повторение, обобщение).
История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и
фразеологии русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и пассивизация
различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического
развития общества и культуры русского народа. Переосмысление значений слов.
Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее. Роль
старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и
высокого стиля русской речи. Актуализация старославянизмов в
русском языке
новейшего времени.
Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре
русского народа (обзор, общее представление). Общие толковые словари русского языка,
отражающие прошлые периоды его истории Специальные исторические и
этимологические словари русского языка. Словари, отражающие словарный состав
русского языка в новейший период его истории (рубеж XX—XXI вв. и начало XXI в.).
Раздел 2. Культура речи (12 ч)
Русский литературный язык как высшая форма национального языка.
8
Языковая норма и современный русский литературный язык. Языковая норма и история
её развития. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения
языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство литературного языка
Типы речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь хорошая
Речевая культура и её типы (общее представление)
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в
ударении и в произношении. Варианты ударения и произношения. Орфоэпические
словари ХХI в.
Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения
лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики,
изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые
словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка ХХI в.
Морфологические нормы современного русского литературного языка.
Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагольных
форм. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в.
Орфографические варианты. Орфографическая вариативность в современном
русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические
словари и справочники русского языка ХХI в.
Языковая игра. Отступление от языковых норм в языковой игре.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и
истории народа. Тексты как памятники культуры. Отражение в
памятниках
письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской
культуры. Библиотеки как культурные центры.
Линейный текст и гипертекст. Гипертекст как разветвлённая система текстов,
связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью
ознакомления с содержанием текста и его усвоения.
Современные тексты как особое явление в практике общения. Возможности
использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных
тенденций к визуализации и диалогизации общения.
Стратегии чтения и понимания текста. Приёмы оптимизации процессов чтения
и понимания текста. Приёмы использования графики как средства упорядочения
информации прочитанного и/или услышанного текста.
Русский язык в повседневном устном общении. Специфика устной речи.
Речевой опыт. Социальные роли.
Письменная речь в
Рунете. Коммуникация в
Рунете как отражение
современного состояния русского языка и
основных тенденций его развития
Коммуникативные площадки Рунета.Культура электронного общения.
Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как
информационно-справочный ресурс. Состав и структура Национального корпуса
русского языка. Возможности работы с Обучающим корпусом НКРЯ.
Итоговый урок (1 час)
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
Разделы программы
Язык и культура
Культура речи
Количество
часов
П.р
5
5
1
1
Из них
Контрольны
е работы
9
3
4
Всего:
Речь. Речевая деятельность.
Текст
Итоговый урок
6
-
1
1
17
2
1
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности
Используются такие формы организации учебных занятий: комбинированный
урок; урок – беседа, повторительно – обобщающий урок, урок – исследование, урок –
лекция, урок – семинар, урок – практикум, урок развития речи и др.
Методы и приемы обучения, используемые в учебном процессе: обобщающая
беседа по изученному материалу, различные виды разбора (фонетический, лексический,
орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический,
морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий); виды работ,
связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в
различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии,
творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа); наблюдение за речью окружающих, сбор
соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию
учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку;
комментарии орфограмм и пунктограмм.
-
-
Виды деятельности учащихся на уроке:
оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
взаиморецензирование;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
разные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический,
словообразовательный,
лексико
–
фразеологический,
морфологический,
синтаксический, лингвистический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных
стилей и разновидностей зыка;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста
(просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее,
ознакомительно – реферативное и др.);
аудирование;
информационная переработка устного и письменного текста (составление плана
текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста; продолжение текста, составление тезисов, редактирование);
создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров
(реферирование; докладирование; рецензирование, аннотирование);
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной,
социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского
литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
участие в дискуссии;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с
10
-
учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского
литературного языка;
составление орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов
самими учащимися;
работа с различными информационными источниками (учебно – научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе
представленной в электронном виде, конспектирование);
составление в электронном виде таблиц, тренажеров, тестов под руководством
учителя.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) для 10
класса на 2022-2023 учебный год – приложение № 1
Приложение № 1
11
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопский район
Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
социальногуманитарного цикла
протокол № 01
от «25» августа 2022 г.
___________Салимова Н.С.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директор
по учебной работе
___________ Кунахова Н.В.
«26» августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
_________ Черныш С.Н.
приказ от 26.08.2022 г.
№ 333
Календарно-тематическое планирование
по родному языку (русскому)
на 2022-2023 учебный год – 10 класса
Составлена
учителем русского языка
и литературы
Козуб И.Е.
Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01
от «26» августа 2022 г.
с. Почетное, 2022 год
Количество часов по учебному плану: 17 часа, в неделю – 1 час. Из них
12
контрольных работ – 1, проверочных работ - 2.
№
п/п
Дата проведения
По
Факт.
плану
1.
01.09.22
2.
08.09.22
3.
15.09.22
4.
22.09.22
5.
29.09.22
6.
7.
06.10.22
13.10.22
8.
20.10.22
9.
10.
27.10.22
10.11.22
11.
17.11.22
12.
24.11.22
13.
14.
15.
01.12.22
08.12.22
15.12.22
16.
17.
22.12.22
29.12.22
Раздел.
Тема урока
Примеча
ние
Язык и культура (5 часов)
Родной язык в жизни человека, общества,
государства. Русская языковая картина мира и
отражение в языке менталитета русского народа
(повторение, обобщение).
История русского народа и русской культуры
сквозь призму лексики и фразеологии русского
языка (повторение, обобщение).
Старославянская лексика в русском языке:
прошлое и настоящее.
Словари русского языка как хранилище сведений
об истории и культуре народа (общее
представление)
Проверочная работа по теме «Язык и культура».
Культура речи (5 часов)
Типы речевой культуры носителей языка.
Языковая и орфоэпическая нормы современного
русского литературного языка.
Лексические и морфологические нормы
современного русского литературного языка.
Орфографические варианты. Языковая игра.
Проверочная работа по теме «Культура речи».
Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 часов)
Текст как средство передачи и хранения
культурных ценностей, опыта и истории народа.
Линейный текст и гипертекст.
Современные тексты как особое явление в
практике общения. Стратегии чтения и понимания
текста.
Русская речь в повседневном устном общении.
Письменная речь в Рунете.
Обучающий корпус Национального корпуса
русского языка как информационно-справочный
ресурс.
Итоговая контрольная работа.
Итоговый урок
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
13
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Козуб Инны Евгеньевны
по родному языку (русскому)
в 10 классе
№
п\
п
Название
раздела,
темы
Тема урока
Дата
провед
е-ния
по
плану
Причина
корректиро
вки
Корректир
ующее
мероприят
ие
Дата
провед
е-ния
по
факту
14