Родной язык (русский) 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопский район
Республики Крым

Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
социальногуманитарного цикла
№ протокола 01
от «25» августа 2022 г.
___________Салимова Н.С.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директор
по учебной работе
___________ Кунахова Н.В.
«26» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
_________ Черныш С.Н.
приказ от 26.08.2022 г.
№ 333

Рабочая программа
по родному языку (русскому)
на 2022-2023 учебный год – 5 класса

Составлена
учителем русского языка и
литературы
Козуб И.Е.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01
от «26» августа 2022 г.

с. Почетное, 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5 класса составлена на
основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован в Минюсте
Российской Федерации 05.07.2021 г. рег.номер – 64101, Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287 (с
изменениями), Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования»
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию протокол от 31 января 2018 года № 2/18), учебника «Русский родной язык».
5 класс: учеб.пособие для образовательных организаций / [О.М.Александрова и др]. – 3-е
изд. - М.: Просвещение, 2019, с учетом Программы воспитания МБОУ Почетненский
УВК.
Количество часов по учебному плану: 34 часов, в неделю – 1 час (34 учебных
недели).
Цели и задачи обучения
В соответствии с этим в курсе родного языка (русского) актуализируются
следующие цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
• расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
2

Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку
(русскому)
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
•
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
•
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
•
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
3

Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
•
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
•
умение принимать себя и других, не осуждая;
•
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
•
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
•
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
•
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
•
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
•
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития
языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
4

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
•
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в
повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний,
умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и
компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными
понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
•
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по родному языку (русскому) являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность
к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных
технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
5

спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность
следующих умений.
«Язык и культура»:
• объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека;
• понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из
необходимых качеств современного культурного человека;
• понимать, что язык
— развивающееся явление; приводить примеры
исторических изменений значений и форм слов;
• объяснять основные факты из истории русской письменности и создания
славянского алфавита;
• распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
• распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой,
специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в
современных ситуациях речевого общения;
• распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских
народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе,
былинах;
• распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных
сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;
• объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные
пословицы, поговорки;
• понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; правильно употреблять их;
• распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно
употреблять их;
• распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также
имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую
стилистическую окраску;
• понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских
городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
• понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его
словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов,
антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и
уметь им пользоваться.
«Культура речи»:
• различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
6

• анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи;
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять
слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках
изученного);
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в
рамках изученного);
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами
лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные,
глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
• определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных
существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и
корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
• различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚
различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
• различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в
устной речи;
• различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической
нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
• соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому
человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
• соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного
общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические
словари для определения
нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных
вариантов написания;
• использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов,
подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты
описательного типа: определение понятия, собственно описание;
• создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных
функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);
• участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге,
завершать диалог;
• владеть приёмами работы с заголовком текста;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
приветствие, просьбу, принесение извинений;
• создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового
стиля;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
7

• анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты
или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы,
былины);
• владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;
• редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский
язык — язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-царевич, Сивка-Бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и
литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему веленью; сказка про белого
бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а
ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и
употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и
поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей
национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика,
земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национальнокультурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и
т. п. человека (барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для
русских, мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия,
мудрости для тюркских народов и т. п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
8

таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с
устаревшей социальной окраской.
Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого
определённую стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер смысла слова (пА-рить — парИть, рОжки —
рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс).
Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[ч’]ная — було[ш]ная,
до[жд’]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне
словосочетаний (микроволнОвая печь — микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.
Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях
(фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с
языком жестов других народов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных,
глаголов в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова
(книжная,
нейтральная‚
разговорная,
просторечная);
употребление
имён
существительных, прилагательных, глаголов в речи с учётом стилистических норм
современного русского языка (кинофильм — кинокартина — кино — кинолента;
интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато —
болото; брещи — беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный —
бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имён существительных
(шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных
существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имён
собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и
ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса(здания, войсковые соединения) —
корпусы(туловища); образа(иконы) — образы(литературные); меха(выделанные шкуры)
— мехи (кузнечные); соболя(меха) — соболи(животные). Литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа
множественного числа существительных мужского рода (токари — токаря, цехи — цеха,
выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые
формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История
этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве
обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в
9

обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель
степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность
речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи
(тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится
текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование
как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка.
Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными
суффиксами и т. д.).
№
п/п

Разделы программы

1

Язык и культура.

2

Культура речи

3

Речь. Речевая
деятельность.
Текст

Всего:

Тематическое планирование
Количе
Из них
ЭОР / ЦОР
ство
П.р
Контро
часов
льные
работы
10
1
Электронная форма
учебника,
https://interneturok.ru/
http://www.gramma.ru/
10
1
Электронная форма
учебника,
http://www.yaklass.ru.
http://www.gramota.ru/
14

-

1

34

2

1

Электронная форма
учебника,
http://philology.ru/

Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности
Используются такие формы организации учебных занятий: комбинированный
урок; урок – беседа, повторительно – обобщающий урок, урок – исследование, урок –
лекция, урок – семинар, урок – практикум, урок развития речи и др.
Методы и приемы обучения, используемые в учебном процессе: обобщающая
беседа по изученному материалу, различные виды разбора (фонетический, лексический,
10

орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический,
морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий); виды работ,
связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в
различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии,
творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа); наблюдение за речью окружающих, сбор
соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию
учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовку;
комментарии орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический,
словообразовательный,
лексико
–
фразеологический,
морфологический,
синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных
стилей и разновидностей зыка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста
(просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее,
ознакомительно – реферативное и др.);
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста (составление плана
текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста; продолжение текста, составление тезисов, редактирование);
- создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров
(реферирование; докладирование; рецензирование, аннотирование);
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной,
социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского
литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с
учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского
литературного языка;
- составление орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов
самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками (учебно – научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе
представленной в электронном виде, конспектирование);
- составление в электронном виде таблиц, тренажеров, тестов под руководством
учителя.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) для 5
класса на 2022-2023 учебный год – приложение № 1
Приложение № 1
11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопский район
Республики Крым

Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
социальногуманитарного цикла
протокол № 01
от « 25 » августа 2022 г.
___________Салимова Н.С.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директор
по учебной работе
___________ Кунахова Н.В.
«26» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
_________ Черныш С.Н.
приказ от 26.08. 2022 г.
№ 333

Календарно-тематическое планирование
по родному языку (русскому)
на 2022-2023 учебный год – 5 класса

Составлена
учителем русского языка
и литературы
Козуб И.Е.

рекомендовано
педагогическим советом
протокол № 01
от «26» августа 2022 г.

с. Почетное, 2022 г.
Количество часов по учебному плану: 34 часов, в неделю – 1 час. Из них
12

контрольных работ – 1, проверочных работ - 2.
№
п/п

№
в
раз
дел
е

Наименование раздела и темы урока

Дата
План.
Факт.

Приме
чание

Язык и культура (10 часов)
1.
2.
3.

1
2
3

4.

4

5.

5

6.

6

7.
8.

7
8

9.

9

10.

10

11.
12.

1
2

13.

3

14.

4

15.

5

16.
17.

6
7

18.

8

19.
20.

9
10

21.
22.
23.
24.

1
2
3
4

Наш родной русский язык
Из истории русской письменности
Язык — волшебное зеркало мира и
национальной культуры
История в слове: наименования предметов
традиционной русской одежды
История в слове: наименования предметов
традиционного русского быта
Образность
русской речи:
метафора,
олицетворение
Живое слово русского фольклора
Меткое слово русской речи: крылатые слова,
пословицы, поговорки
О чем могут рассказать имена людей и
названия городов
Проверочная работа по теме «Язык и
культура»
Культура речи (10 часов)

06.09.22
13.09.22
20.09.22
27.09.22
04.10.22
11.10.22
18.10.22
25.10.22
08.11.22
15.11.22

Современный русский литературный язык.
22.11.22
Русская орфоэпия. Нормы произношения и
29.11.22
ударения.
Русская орфоэпия. Нормы произношения и
06.12.22
ударения.
Речь точная и выразительная. Основные
13.12.22
лексические нормы.
Речь точная и выразительная. Основные
20.12.22
лексические нормы.
Стилистическая окраска слова.
27.12.22
Речь правильная. Основные грамматические
10.01.23
нормы.
Речь правильная. Основные грамматические
17.01.23
нормы.
Речевой этикет: нормы и традиции.
24.01.23
Проверочная работа по теме «Культура речи» 31.01.23
Речь. Речевая деятельность. Текст. (14 часов)
Язык и речь.
07.02.23
Средства выразительности устной речи.
14.02.23
Формы речи: монолог и диалог.
21.02.23
Текст и его строение. Композиционные
28.02.23
особенности описания, повествования,
рассуждения.
13

25.
26.
27.
28.
29.

5
6
7
8
9

30.

10

31.

11

32.
33.
34.

12
13
14

Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение.
Официально-деловой стиль. Объявление.
Научно-учебный подстиль. План ответа на
уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное
выступление.
Язык
художественной
литературы.
Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов.
Итоговая контрольная работа.
Итоговый урок

07.03.23
14.03.23
28.03.23
04.04.23
11.04.23
18.04.23
25.04.23
02.05.23
16.05.23
23.05.23

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
14

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Козуб Инны Евгеньевны
по родному языку (русскому)
в 5 классе
№
п\
п

Название
раздела,
темы

Тема урока

Дата
провед
е-ния
по
плану

Причина
корректиро
вки

Корректир
ующее
мероприят
ие

Дата
провед
е-ния
по
факту

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».