Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопский район
Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
социальногуманитарного цикла
протокол № 01
от «25» августа 2022 г.
___________Салимова Н.С.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директор
по учебной работе
___________ Кунахова Н.В.
« 26 » августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
_________ Черныш С.Н.
приказ от 26.08.2022 г.
№ 333
Рабочая программа
по родной литературе (русской)
на 2022-2023 учебный год – 7 класса
Составлена
учителем русского языка и
литературы
Козуб И.Е.
Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01
от «26» августа 2022 г.
с. Почетное, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса составлена на
основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ
от 17.12.2010 г. № 1897, письма Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 18.05.2022 № 2015/01-14 «О формировании учебных планов
общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные
образовательные программы, на 2022/2023 учебный год», Концепции преподавания
русского языка и литературы в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
09.04.2016г. № 637-р, Примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20), с учетом Программы
воспитания МБОУ Почетненский УВК.
Программа рассчитана на 34 часа: 1 часа в неделю (34 учебных недели).
Цели и задачи обучения
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
• воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
• формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
• осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
• развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение
следующих задач:
• приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
• осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
• выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений
о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
• получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
2
• выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
• формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
• накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
• формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
• развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая
Интернет, и др.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
• осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
• способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
• способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых)
норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
3
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и
мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
• развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души;
взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского
языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста
по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Содержание предметного курса
4
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 ч)
Праздники русского мира
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (14 ч)
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
5
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
Всего:
Разделы программы
Раздел 1. РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ
Раздел 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
Раздел 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
ДУША
Количество
часов
П.р
Из них
Контрольны
е работы
9
1
-
11
1
-
14
-
1
34
2
1
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной
деятельности
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, проблемного
обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные,
игровая, здоровьесбережения.
При составлении данной рабочей программы предполагаются следующие типы и
виды уроков:
- уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки
чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;
- уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем,
жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных
понятий, изучение литературно-критических статей;
- уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам
письменной речи, обучение сочинениям;
- уроки внеклассного чтения.
Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
- комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с
учетом мнения оппонента;
- анализ и интерпретация произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
6
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением
лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода;
составление простого или сложного плана по произведению, в том числе
цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям;
викторина, игра.
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или
анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким
ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные
знания; творческий зачет, защита проектов.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (русской) для 7
класса на 2022-2023 учебный год – приложение № 1
Приложение № 1
7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопский район
Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
социальногуманитарного цикла
протокол № 01
от «25» августа 2022 г.
___________Салимова Н.С.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директор
по учебной работе
___________ Кунахова Н.В.
« 26 » августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
_________ Черныш С.Н.
приказ от 26.08.2022 г.
№ 333
Календарно-тематическое планирование
по родной литературе (русской)
на 2022-2023 учебный год – 7 класса
Составлена
учителем русского языка
и литературы
Козуб И.Е.
рекомендовано
педагогическим советом
протокол № 01
от «26» августа 2022 г.
с. Почетное, 2022 г.
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, в неделю – 1 час. Из них:
8
проверочных работ – 2 часа, контрольных работ – 1 час.
№
п/
п
Дата
План.
Факт.
Наименование раздела и темы урока
Примечание
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 часов)
1.
07.09.22
2.
14.09.22
3.
21.09.22
4.
28.09.22
5.
6.
05.10.22
12.10.22
7.
8.
9.
19.10.22
26.10.22
09.11.22
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
16.11.22
23.11.22
30.11.22
07.12.22
14.12.22
21.12.22
28.12.22
11.01.23
18.01.23
25.01.23
01.02.23
21.
22.
23.
24.
25.
08.02.23
15.02.23
22.02.23
01.03.23
15.03.23
Русские народные песни (исторические и
лирические): «На заре то было, братцы, на
утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня
1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…» А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское
поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести)
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести)
Проверочная работа по теме «Россия – родина
моя»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11 часов)
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (В. П. Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Проверочная работа по теме «Русские
традиции»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (14 часов)
26. 29.03.23
27. 05.04.23
28. 12.04.23
29. 19.04.23
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки», В. М. Тушнова.
«Вот говорят: Россия…»
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
9
30. 26.04.23
31. 03.05.23
32. 10.05.23
33. 17.05.23
34. 24.05.23
«Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про
личную жизнь»).
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
«Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про
личную жизнь»).
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы
«Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про
личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало: Вс.
Рождественский. «В родной поэзии совсем не
старовер…»
Итоговая контрольная работа.
Итоговый урок
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
10
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Козуб Инны Евгеньевны
по родной литературе (русской)
в 7 классе
№
п\
п
Название
раздела,
темы
Тема урока
Дата
провед
е-ния
по
плану
Причина
корректиро
вки
Корректир
ую
щее
мероприят
ие
Дата
провед
ения
по
факту
11