Биология 11 класс 2022 - 2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно – воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
№ протокола____01____
от 25.08.2022 г
___________Т. М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
________Кунахова Н. В
«_____» _______2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
________Черныш С. Н.
«_____» _______2022 г
Приказ от 26.08.2022 г. № 333

Рабочая программа
по биологии
на 2022/2023 учебный год-11 класс
Базовый уровень

Составлена
учителем биологии
Харченко А. – Л. В.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08.2022 г.
.

с. Почетное, 2022 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в соответствии Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, с учетом примерной рабочей программы из сборника «Биология.
Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9
классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е
изд. — М. :Просвещение, 2020. — 128 с. : ил.» Программа ориентирована на
использование учебника Биология. 11 класс. Под ред. В.В. Пасечника– М.: Просвещение,
2022. Учебник входит в линию учебников «Линия жизни».
Данная программа реализует основные идеи ФГОС СОО, конкретизирует его цели и
задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения биологии в старшей
школе.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю , 34 часа в год (базовый уровень).

Цели и задачи изучения предмета
Биология для учащихся 11 класса реализуют следующие цели: изучения биологии на
ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе; формирование у
учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и
эволюции; формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического
мышления; умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для
объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на
Земле; умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим
вопросам; формирование навыков практической деятельности, здорового образа жизни;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
Основными задачами реализации учебного предмета являются освоение знаний о
биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития
современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и
роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления
естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о
живых объектах; развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся
достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе
работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в
возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к
природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и
соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты. Характеризовать содержание биологических теорий
(клеточная, эволюционная теория Дарвина); учение Вернадского о биосфере; законов
Менделя, закономерности изменчивости; вклад выдающихся учёных в развитие
биологической науки; выделять существенные признаки биологических объектов (клеток:
растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов:
одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен
веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и
естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере); объяснять роль биологии в
формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование
современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости
видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем; приводить доказательства (аргументация) единства
живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и
окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов; уметь пользоваться
биологической терминологией и символикой; решать элементарные биологические
задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схем переноса веществ и энергии
в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять изменчивость, приспособлений организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах
своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях; сравнивать
биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш
человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и формулировать выводов на основе сравнения; анализировать и оценивать
различные гипотезы сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни,
глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной
деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных
источников; оценивать этические аспекты некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение
генома); овладеть умениями и навыками постановки биологических экспериментов и
объяснения их результатов.
Личностные. Осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь
органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи
организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и
т.д.), возможности его познаваемости. Постепенно выстраивать собственное целостное
мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический
риск взаимоотношений человека и природы; Использовать свои интересы для выбора
индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и
соответствующего углублённого (профильного) образования. Приобретать опыт участия в
делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям,
провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Учиться
убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии
собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать

возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения
цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства
для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных
в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в
отношении действий и суждений другого; Спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так
и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто,
логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств; распознавать конфликтногенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Содержание учебного предмета
11 класс
(34 часа)
Организменный уровень (10 ч.)
Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организма. Развитие
половых
клеток.
Оплодотворение.
Индивидуальное
развитие
организмов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Моногибридное
скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное
скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория.
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности изменчивости.
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.
Обобщение по теме "Организменный уровень".
Контрольная работа №1: "Организменный уровень организации".
Популяционно-видовой уровень (8 ч.)
Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции. Развитие
эволюционных идей. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Естественный отбор как фактор эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.
Направления эволюции. Принципы классификации. Систематика. Обобщение по теме
"Популяционно-видовой уровень".
Лабораторная работа №1: «Выявление приспособлений организмов к влиянию
различных экологических факторов».
Лабораторная работа №2: «Сравнение анатомического строения растений разных мест
обитания».
Контрольная работа №2: "Популяционно-видовой уровень организации".
Экосистемный уровень (8 ч.)
Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов.
Экологические факторы. Экологические сообщества. Виды взаимоотношений организмов
в экосистемах. Экологическая ниша. Видовая и пространственная структура экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на экосистему.
Обобщение по теме "Экосистемный уровень".
Лабораторная работа №3: «Методы измерения факторов среды обитания».
Лабораторная работа №4: «Изучение экологических ниш разных видов растений».
Лабораторная работа №5: «Описание экосистем своей местности».
Лабораторная работа №6: «Моделирование структур и процессов, происходящих в
экосистемах».
Контрольная работа №3: "Экосистемный уровень организации".
Биосферный уровень (8 ч.)
Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Происхождение жизни на Земле.
Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Эволюция человека. Роль
человека в биосфере. Обобщение по теме "Биосферный уровень".

Контрольная работа №4: "Биосферный уровень организации".

Тематическое планирование 11 класс.
№
п/п
1
2
3
4

Изучаемая тема
Организменный уровень.
Популяционно-видовой
уровень.
Экосистемный уровень.
Биосферный уровень.
Итого

Кол-во
часов
10
8

Лаборант.
работы
2

Практич.
работы
-

Контр.
работы
1
1

8
8
34

4
6

0

1
1
4

Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности.
Индивидуальная, парная; групповая; интерактивная.
Классно-урочная система, индивидуальные консультации, дидактические игры, работа в
малых группах, работа в парах сменного состава, технология учебно-поисковой
деятельности учащихся, проблемное обучение, информационно коммуникационные
технологии. Устные и письменные ответы, творческие работы, тестирование, урок –
путешествие, урок – суд, экскурсия.
Формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации; защита
творческих, проектных, исследовательских работ; тесты; самостоятельные, проверочные
работы; интерактивные задания; практические и лабораторные работы; устные зачеты;
устный опрос.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная.
Использование педагогических технологий: ИКТ, системы здоровьесберегающая,
проектная, игровая и исследовательская.
Календарно – тематическое планирование.
Приложение № 1 – календарно-тематическое планирование для 11 класса на 2022/2023
учебный год.

Приложение № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно – воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
№ протокола____01____
от 25.08.2022 г
___________Т. М. Редька

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
________Кунахова Н. В
«_____» _______2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почетненский УВК
________Черныш С. Н.
«_____» _______2022 г
Приказ от 26.08.2022 г. № 333

Календарно – тематическое планирование
по биологии
на 2022/2023 учебный год
11 класс
Базовый уровень

Составлена
учителем биологии
Харченко А. – Л. В.

Рекомендована
педагогическим советом
протокол № 01 от 26.08.2022 г.

с. Почетное, 2022 год

Календарно – тематическое планирование 11 класс
2 часа в неделю
№
факт

Дата
план

Дата
факт.

Тема урока

1

1

02.09.
2021

2

2

09.09.
2022

3

3

16.09.
2022

Развитие половых клеток. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков.
Моногибридное скрещивание.

4

4

23.09.
2022

Неполное доминирование. Анализирующее
скрещивание.

5

5

30.09.
2022

Дигибридное скрещивание. Закон
независимого наследования признаков.

6

6

07.10.
2022

Хромосомная теория. Генетика пола.
Наследование, сцепленное с полом.

7

7

14.10.
2022

Закономерности изменчивости.

8

8

21.10.
2022

9

9

10

10

28.10.
2022
11.11.
2022

11

1

18.11.
2022

12

2

25.11.
2022

13

3

02.12.
2022

Движущие силы эволюции, их влияние на
генофонд популяции.

14

4

09.12.
2022

Естественный отбор как фактор эволюции.

15

5

16.12.

Микроэволюция и макроэволюция.

Организменный уровень (10 ч.)
Организменный уровень: общая
характеристика. Размножение организма.

Основные методы селекции растений,
животных и микроорганизмов.
Биотехнология.
Обобщение по теме «Организменный
уровень».
Контрольная работа №1: «Организменный
уровень организации».
Популяционно-видовой уровень (8 ч.)
Популяционно-видовой уровень: общая
характеристика. Виды и популяции.
Лабораторная работа №1: «Выявление
приспособлений организмов к влиянию
различных экологических факторов».
Развитие эволюционных идей.

Примечание.
(повторение,
д/з.)
§1 – читать,
ответить на
вопросы.
§2 - 3 – читать,
ответить на
вопросы.
§4 – читать,
ответить на
вопросы.
§5 – читать,
ответить на
вопросы.
§6 – читать,
ответить на
вопросы.
§7 – читать,
ответить на
вопросы.
§8 – читать,
ответить на
вопросы.
§9 – читать,
ответить на
вопросы.
§1 - 9 –
повторить.

§10 – читать,
ответить на
вопросы.
§11 – читать,
ответить на
вопросы.
§12 – читать,
ответить на
вопросы.
§13 – читать,
ответить на
вопросы.
§14 – читать,

2022

16

6

23.12.
2022

17

7

18

8

30.12.
2022
13.01.
2023

19

1

27.01.
2023

20

2

03.02.
2023

21

3

10.02.
2023

22

4

17.02.
2023

23

5

03.03.
2023

24

6

10.03.
2023

25

7

17.03.
2023

26

8

31.03.
2023

27

1

07.04.
2023

28

2

14.04.
2023

29

3

21.04.
2023

Лабораторная работа №2: «Сравнение
анатомического строения растений разных
мест обитания».
Направления эволюции. Принципы
классификации. Систематика.
Обобщение по теме "Популяционно-видовой
уровень".
Контрольная работа №2: "Популяционновидовой уровень организации".
Экосистемный уровень (8 ч.)
Экосистемный уровень: общая
характеристика. Среда обитания организмов.
Экологические факторы. Лабораторная
работа №3: «Методы измерения факторов
среды обитания».
Экологические сообщества.
Виды взаимоотношений организмов в
экосистемах. Экологическая ниша.
Лабораторная работа №4: «Изучение
экологических ниш разных видов растений».
Видовая и пространственная структура
экосистемы. Лабораторная работа №5:
«Описание экосистем своей местности».
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот
веществ и превращение энергии в
экосистеме.

ответить на
вопросы.
§15 – 16 –
читать,
ответить на
вопросы.
§10 - 16 –
повторить.

§17 – читать,
ответить на
вопросы.
§18 – читать,
ответить на
вопросы.
§19 – читать,
ответить на
вопросы.
§20 – читать,
ответить на
вопросы.
§21 - 22 –
читать,
ответить на
вопросы.
§23 – читать,
ответить на
вопросы.

Экологическая сукцессия. Последствия
влияния деятельности человека на
экосистему. Лабораторная работа №6:
«Моделирование структур и процессов,
происходящих в экосистемах».
Обобщение по теме "Экосистемный уровень". §17 - 23 –
читать,
ответить на
вопросы.
Контрольная работа №3: "Экосистемный
уровень организации".
Биосферный уровень (8 ч.)
Биосферный уровень: общая характеристика. §24 – читать,
Учение В. И. Вернадского о биосфере.
ответить на
вопросы.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
§25 – 26 –
биосферы.
читать,
ответить на
вопросы.
Происхождение жизни на Земле.
§27 – читать,
ответить на

30

4

28.04.
2023

Основные этапы эволюции органического
мира на Земле.

31

5

05.05.
2023

Эволюция человека.

32

6

12.05.
2023

Роль человека в биосфере.

33

7

Обобщение по теме "Биосферный уровень".

34

8

19.05.
2023
26.05.
2023

Контрольная работа №4: "Биосферный
уровень организации".

вопросы.
§28 – читать,
ответить на
вопросы.
§29 – читать,
ответить на
вопросы.
§30 – читать,
ответить на
вопросы.
§24 - 30 –
повторить.

№
п\п

Название
раздела, темы

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Харченко А.-Л. В.
по биологии
в 11 классе
Тема урока
Дата
Причина
Корректируюпроведе- корректировки щее
ния по
мероприятие
плану

Дата
проведения по
факту

№
п\п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».