Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08. 2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26» 08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333
Рабочая программа
по обществознанию
(базовый уровень)
на 2022/2023 учебный год - 11 класс
Составлена
учителем истории и
обществознания
Е. Н. Калининой
Рекомендована
педагогическим советом
№ 01 от 26.08.2022 год
с. Почетное, 2022 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, авторской программой Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая,
Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011,авторской программой Л.H.Боголюбова, Ю.А.
Аверьянов, А.В. Белявский и др. «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень», с учетом
Программы воспитания МБОУ Почетненский УВК
Ориентирована на учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. Обществознание. 11 класс
(базовый уровень)– М. Просвещение. 2022.
Цели и задачи учебного предмета «Обществознание»
Цель курса:
Способствовать формированию комплекса знаний по разделам: «Человек и экономика»,
«Проблемы социально-политической и духовной жизни», «Человек и закон»; развитию
социальных навыков, умений; приобщению к системе правовых норм, демократических
ценностей.
Воспитывать уважение к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения
и позволяющие избегать чувства одиночества;
Воспитывать социально значимых отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Задачи курса:
- развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении
закона, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для
социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений,
семейно-бытовых отношений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим
поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:
•
использование элементов причинно-следственного анализа;
•
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
•
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
• перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
• подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
• оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
• определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основ ной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
•
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об
областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
•
знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные
объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
•
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
•
ценностно-мотивационной
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
Трудовой
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
•
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества ;
•
Эстетической
•
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
социальной информации, необходимой для изучения курса;
•
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
•
знакомство с отдельными приёмами и способами преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
«Обществознание» 11 класс (68 часов)
Введение (3 ч)
Глава 1.Экономическая жизнь общества (27 ч)
Роль экономики в жизни общества (2) Экономика как подсистема общества. Экономика и
уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.
Экономика: наука и хозяйство (2 ч) Экономика и экономическая наука. Что изучает
экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности.
Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие (2 ч) Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный
экономический рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Причины
цикличности развития.
Рыночные отношения в экономике (2 ч) Рынок в жизни общества. Рынок и рыночные
структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения.
Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фирма в экономике (2 ч) Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Бизнес
в экономике.
Организационно
правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Правовые основы предпринимательской деятельности (2 ч) Правовые основы
предпринимательства. Организационно - правовые формы предпринимательства. Как открыть
своё дело.
Слагаемые успеха в бизнесе (2 ч) Источники финансирования бизнеса. Основные
принципыменеджмента. Основы маркетинга.
Экономика и государство (2 ч) Экономические функции государства. Общественные
блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной
политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Финансы в экономике (2 ч) Финансы. Банковская система. Роль центрального банка.
Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты Виды, причины и
последствия инфляции.
Занятость и безработица (2 ч) Рынок труда. Безработица. Причины и экономические
последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика (2 ч) Что такое мировая экономика. Государственная политика в
области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура (2 ч) Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита
прав потребителя. Экономика производителя. Связь экономической культуры и
деятельностью. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. Уроки
представления результатов проектной деятельности по темам главы I (2 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе I(1 ч)
Глава 2 Социальная сфера (16 ч)
Социальная структура общества (2ч) Многообразие социальных групп. Социальное
неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение(2 ч) Социальные нормы. Социальный
контроль. Отклоняющееся (девиантное поведение). Преступность.
Нации и межнациональные отношения (2 ч) Что объединяет людей в нацию. Россия многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их
преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.
Семья и быт (2 ч) Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном
обществе. Бытовые отношения. Дом в котором мы живём.
Гендер - социальный пол (2 ч) Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация.
Гендерные отношения в современном обществе.
Молодёжь в современном обществе (2ч) Молодёжь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Демографическая ситуация в России (2 ч) Изменение численности населения России.
Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы II (2 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе II (1 ч)
Глава 3 Политическая жизнь общества (22)
Политика и власть (2) Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и ч
политические интересы. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система (2 ч) Структура и функции политической системы. Государство в
политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России.
Гражданское общество и правовое государство (2 ч) Сущность правового государства.
Гражданское общество. Местное самоуправление.
Демократические выборы (2 ч) Избирательная система. Типы избирательных систем.
Избирательная кампания.
Политические партии и политические системы (2 ч) Понятие политической партии и
движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.
Политическая элита и политическое лидерство (2 ч) Политическая элита. Политическое
лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.
Политическое сознание (2 ч) Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология.
Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая
психология. Средства массовой информации и политическое сознание. Политическое
поведение (2 ч) Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм.
Регулирование политического поведения.
Политический процесс и культура политического участия (2 ч) Сущность и этапы
политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.
Взгляд в будущее. (Заключение) (1 ч) Общество перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Возможная альтернатива. Постиндустриальное (информационное) общество.
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы III (2 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе III(1 ч).
Тематическое планирование по обществознанию 11 класс
Базовый уровень (68 часов)
№
раздела
и тем
1
2
3
Наименование разделов и тем
Учебные
часы
Контрольные Формы
работы
работ
Введение
Экономическая жизнь человека
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Итого:
3
27
16
22
68
1
1
2
4
Тест
Тест
Тест
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности
Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие
методы преподавания и учения:
• коммуникативный метод в преподавании , предполагающий организацию учебного
общения как средства освоения материала и общеучебных умений;
• метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий
постановку практической (прикладной, профессиональной) задачи, поиск средств ее
решения (информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение
порядка действий, предъявление продукта, анализ результатов;
• метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор
текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного
отношения к проблеме в тексте, предъявление собственных позиций, обсуждение
вариантов решения проблемы в контексте отрывка;
Формы работы :лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами,
дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая
игра.
. Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 - 11 класс
на 2022/2023 учебный год.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08. 2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26» 08. 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
(базовый уровень)
на 2022/2023 учебный год - 11 класс
Составлена
учителем истории и
обществознания
Е. Н. Калининой
Рекомендована
педагогическим советом
№ 01 от 26.08.2022 год
с. Почетное, 2022 год.
Календарное планирование
по обществознанию 11 класс (68 часов)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Перечень разделов, последовательность Примечание
Дата проведения
(Повторение)
Планируе Фактическая их изучения, темы уроков, вид занятий
мая
ванная
02.09.
ская
Введение
2022
Глава I. Экономическая жизнь человека (27 ч)
07.09.
Роль экономики в жизни общества
2022
2021
09.09.
2022
Роль экономики в жизни общества
14.09.
Экономика: наука и хозяйство
2022
16.09.
Экономика: наука и хозяйство
2022
21.09.
2022
Экономический рост и развитие
23.09.
2022
Экономический рост и развитие
28.09.
2022
Рыночные отношения в экономике
30.09.
Рыночные отношения в экономике
2022
05.10.
2022
Фирмы в экономике
07.10.
2022
Фирмы в экономике
12.10.
Правовые основы предпринимательской
2022
деятельности
14.10.
Правовые основы предпринимательской
2022
деятельности
19.10.
2022
Слагаемые успеха в бизнесе
21.10.
Слагаемые успеха в бизнесе
2022
26.10.
Экономика и государство
2022
28.10.
Экономика и государство
2022
09.11.
Финансы в экономике
2022
11.11.
Финансы в экономике
2022
16.11.
Занятость и безработица
2022
18.11.
2022
Занятость и безработица
23.11.
2022
Мировая экономика
23
24
25
26
27
28
29
30
31
25.11.
2022
30.11.
2022
02.12.
2022
07.12.
2022
09.12.
2022
14.12.
2022
16.12.
2022
21.12.
2022
23.12.
2022
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
28.12.2022
30.12.2022
11.01.2023
13.01.2023
18.01.2023
20.01.2023
25.01.2023
27.01.2023
01.02.2023
03.02.2023
42
08.02.2023
43
10.02.2023
44
15.02.2023
45
17.02.2023
46
47
48
49
50
01.03.2023
03.03.2023
10.03.2023
15.03.2023
17.03.2023
51
29.03.2023
52
53
54
31.03.2023
05.04.2023
07.04.2023
Мировая экономика
Экономическая культура
Экономическая культура
Уроки представления результатов
проектной деятельности по темам главы
Уроки представления результатов
проектной деятельности по темам главы I
I
Повторительно-обобщающие
уроки по
главе I
Глава 2. Социальная сфера (17 ч)
Социальная структура общества
Социальная структура общества
Социальные нормы и отклоняющиеся
поведение
Социальные нормы и отклоняющиеся
поведение
Нации и межнациональные отношения.
Нации и межнациональные отношения.
Семья и быт.
Семья и быт.
Гендер - социальный пол
Г ендер - социальный пол
Молодежь в современном обществе
Молодежь в современном обществе
Демографическая ситуация в
современной России
Демографическая ситуация в
современной России
Уроки представления результатов
проектной деятельности по темам главы
II
Уроки представления результатов
проектной деятельности по темам главы
II
Повторительно-обобщающие
уроки по
главе II
Тема 3. Политическая жизнь общества (21 час)
Политика и власть.
Политика и власть.
Политическая система.
Политическая система.
Гражданское общество и правовое
государство
Гражданское общество и правовое
государство
Демократические выборы
Демократические выборы
Политические партии и партийные
системы
24.05.2023
Политические партии и партийные
системы
Политическая
элита и политическое
лидерство
Политическая элита и политическое
лидерство
Политическое сознание
Политическое сознание
Политическое поведение
Политическое поведение
Политический процесс и культура
политического участия.
Политический процесс и культура
политического участия.
Уроки представления результатов
проектной деятельности по темам главы
Повторительно-обобщающие
уроки по
III
главе III
Повторительно-обобщающие уроки по
курсу
Взгляд в будущее. (Заключение)
26.05.2023
Итоговое повторение и обобщение
55
56
12.04.2023
14.04.2023
57
19.04.2023
58
59
60
61
21.04.2023
26.04.2023
28.04.2023
03.05.2023
05.05.2023
62
63
10.05.2023
12.05.2023
64
65
66
67
68
17.05.2023
19.05.2023
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п\п
Название раздела,
темы
Тема урока
Дата
Причина
Корректирую- Дата
проведе- корректиров щее
прове
ния по
ки
мероприятие
деплану
ния
по
факту