Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08.2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26» 08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныщ
приказ от 26.08. 2022 г. № 333
Рабочая программа
по обществознанию
(базовый уровень)
на 2022/2023 учебный год - 10 класс
Составлена
учителем истории и
обществознания
Е. Н. Калининой
Рекомендована
педагогическим советом
№ 01 от 26.08. 2022 год
с. Почетное, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, авторской программой Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. –
М.: Просвещение, 2011,авторской программой Л.H.Боголюбова, Ю.А. Аверьянов, А.В.
Белявский и др. «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень», с учетом Программы воспитания
МБОУ Почетненский УВК.
Ориентирована на учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. Обществознание. 10
(базовый уровень).
класс
Цели и задачи учебного предмета «Обществознание»
Цель курса:
Способствовать формированию комплекса знаний по разделам: «Человек и экономика»,
«Проблемы социально-политической и духовной жизни», «Человек и закон»; развитию
социальных навыков, умений; приобщению к системе правовых норм, демократических
ценностей.
Воспитывать уважение к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
Воспитывать социально значимых отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Задачи курса:
- развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона,
способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной
адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим
поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:
•
использование элементов причинно-следственного анализа;
•
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
•
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
•
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
•
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
•
подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
•
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
•
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основ ной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
•
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях
общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
•
знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты,
умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
•
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
•
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
•
ценностно-мотивационной
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
Трудовой
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
•
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества ;
Эстетической
•
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной
информации, необходимой для изучения курса;
•
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
•
знакомство с отдельными приёмами и способами преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
«Обществознание» 10 класс (68 ч)
Введение (1ч)
Введение в изучение курса «Обществознание. 10 класс».
Глава I. Человек в обществе (19 ч)
Что такое общество (2 ч) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и
природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Общество как сложная система (2 ч) Особенности социальной системы. Социальные
институты.
Динамика общественного развития (2 ч) Многовариантность общественного развития.
Целостность и противоречивость современного мира.
Социальная сущность человека (2 ч). Биологическое и социальное в человеке. Социальные
качества личности. Самосознание и самореализация.
Деятельность — способ существования людей (2 ч). Деятельность человека: основные
характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности.
Сознание и деятельность.
Познавательная и коммуникативная деятельность (2 ч) Познаваем ли мир. Познание
чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и
коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека (2 ч) Возможна ли абсолютная свобода.
Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного
выбора. Что такое свободное общество.
Современное общество (2 ч) Глобализация как явление современности. Современное
информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социальнополитическое измерение информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма (1 ч) Международный терроризм: понятие и
признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный
терроризм. Противодействие международному терроризму Уроки представления результатов
проектной деятельности по темам главы I (1 ч) Повторительно-обобщающие уроки по
главе I(1 ч)
Глава II. Общество как мир культуры (16 ч)
Духовная культура общества (2 ч) Понятие «духовная культура». Культурные ценности и
нормы. Институты культуры. Многообразие культур.
Духовный мир личности (2 ч) Человек как духовное существо. Духовные ориентиры
личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Мораль (2 ч) Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм.
Что заставляет нас делать выбор в пользу добра
Наука и образование (2 ч) Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки.
Образование в современном обществе. Образование как система
Религия и религиозные организации (2 ч) Особенности религиозного сознания. Религия как
общественный институт. Религия и религиозные организации и современной России. Проблема
поддержания межрелигиозного мира.
Искусство (2 ч) Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное
искусство
Массовая культура (2 ч) Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению
массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой
культуры как общественного явления.
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы II (1 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе II (1 ч)
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (30 ч)
Современные подходы к пониманию права (2 ч) Нормативный подход к праву. Теория
естественного и права. Естественное право как юридическая реальность, взаимосвязь
естественного и позитивного права
Право в системе социальных норм (2 ч) Основные признаки права. Право и мораль. Система
права. Норма права. Отрасль права. Институт права
Источники права (2 ч) Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды
нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в
Российской Федерации
Правоотношения и правонарушения (2 ч) Что такое правоотношение. Что такое
правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.
Развитие права в современной России
Предпосылки правомерного поведения (2 ч) Правосудие. Правовая культура. Правомерное
поведение.
Гражданин Российской Федерации (2 ч) Гражданство Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщика
Гражданское право (2 ч) Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные
неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование.
Защита гражданских прав.
Семейное право (2 ч) Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака.
Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей
Правовое регулирование занятости и трудоустройства (2 ч) Трудовые правоотношения.
Порядок приёма на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение.
Профессиональное образование.
Экологическое право (2 ч) Общая характеристика экологического права. Право человека на
благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические
правонарушения
Процессуальные отрасли права (2 ч) Гражданский процесс. Арбитражный процесс.
Уголовный процесс. Административная юрисдикция
Конституционное судопроизводство (2 ч) Судьи Конституционного суда. Принципы
конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.
Международная защита прав человека (2 ч) Защита прав и свобод человека средствами ООН.
Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные
преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы
развития механизмов международной защиты прав и свобод человека
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства (2 ч)
Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику
противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии
терроризму.
Человек в XXI в. (Заключение) (1 ч) Человек и глобальные вызовы современного общества.
Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.
Повторительно-обобщающие уроки по главе III(1 ч)
Тематическое планирование по обществознанию
10 класс (68 ч)
№
Наименование разделов и тем
Учебные Контрольные Формы
раздела
часы
работы
работ
и тем
Введение
3
1
Человек в обществе
19
1
Тест
2
Общество как мир культуры
16
1
Тест
3
Правовое регулирование общественных 30
1
Тест
отношений
Итого:
68
3
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности
Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие методы
преподавания и учения:
• коммуникативный метод в преподавании, предполагающий организацию учебного
общения как средства освоения материала и общеучебных умений;
• метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий
постановку практической (прикладной, профессиональной) задачи, поиск средств ее решения
(информационные ресурсы, коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка
действий, предъявление продукта, анализ результатов;
• метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор
текстового материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного
отношения к проблеме в тексте, предъявление собственных позиций, обсуждение вариантов
решения проблемы в контексте отрывка;
Формы работы :лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами,
дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая
игра.
Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 - 10 класс
на 2022/2023 учебный год.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08.2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26» 08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
на 2022/2023 учебный год - 10 класс
Составлена
учителем истории и
обществознания
Е. Н. Калининой
Рекомендована
педагогическим советом
№ 01 от 26.08. 2022 год
с. Почетное, 2022 год
№
п/п
Дата проведения
Планиро Фактиче
ванная ская
Календарное планирование
по обществознанию 10 класс (68 часов)
Перечень разделов, последовательность их
изучения, темы уроков, вид занятий
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (22 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
02.09.
2022
06.09.
2022
09.09.
2022
13.09.
2022
16.09.
2022
20.09.
2022
23.09.
2022
27.09.
2022
30.09.
2022
04.10.
2022
07.10.
2022
11.10.
2022
14.10.
2022
18.10.
2022
21.10.
2022
25.10.
2022
28.10.
2022
08.11.
2022
11.11.
2022
15.11.
2022
18.11.
2022
22.11.
Что такое общество
Что такое общество
Общество как сложная система
Общество как сложная система
Динамика общественного развития
Динамика общественного развития
Социальная сущность человека
Социальная сущность человека
Деятельность — способ существования людей
Деятельность — способ существования людей
Познавательная и коммуникативная деятельность
Познавательная и коммуникативная деятельность
Свобода и необходимость в деятельности
человека
Свобода и необходимость в деятельности
человека
Современное общество
Современное общество
Глобальная угроза международного терроризма
Глобальная угроза международного терроризма
Уроки представления результатов проектной
деятельности по темам главы I
Уроки представления результатов проектной
деятельности по темам главы I
Повторительно-обобщающие уроки по главе I
Повторительно-обобщающие уроки по главе I
Примечание
2022
ГЛАВА П. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (16 ч)
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
25.11.
2022
29.11.
2022
02.12.
2022
06.12.
2022
09.12.
2022
13.12.
2022
16.12.
2022
20.12.
2022
23.12.
2022
27.12.
2022
30.12.
2022
10.01.
2023
13.01.
2023
17.01.
2023
20.01.
2023
Духовная культура общества
Духовная культура общества
Духовный мир личности
Духовный мир личности
Мораль
Мораль
Наука и образование
Наука и образование
Религия и религиозные организации
Религия и религиозные организации
Искусство
Искусство
Массовая культура
Массовая культура
Уроки представления результатов проектной
деятельности по темам главы II
24.01.
Уроки представления результатов проектной
2023
деятельности по темам главы II
39. 27.01
2023
Повторительно-обобщающие уроки по главе II
ГЛАВА Ш. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИИ
(30 ч)
31.01.
40. 2023
Современные подходы к пониманию права
03.02.
41. 2023
Современные подходы к пониманию права
07.02.
42. 2023
Право в системе социальных норм
10.02.
43. 2023
Право в системе социальных норм
14.02.
44. 2023
Источники права
17.02.
45. 2023
Источники права
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
28.02.
2023
03.03.
2023
07.03.
2023
10.03.
2023
14.03.
2023
17.03.
2023
28.03.
2023
31.03.
2023
04.04.
2023
07.04.
2023
11.04.
2023
14.04.
2023
18.04.
2023
21.04.
2023
25.04.
2023
28.04.
2023
02.05.
2023
05. 05.
2023
12.05.
2023
16.05.
2023
19.05.
2023
23.05.
2023
26.05.
2023
Правоотношения и правонарушения
Правоотношения и правонарушения
Предпосылки правомерного поведения
Предпосылки правомерного поведения
Гражданин Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации
Гражданское право
Гражданское право
Семейное право
Семейное право
Правовое регулирование занятости и
трудоустройства
Правовое регулирование занятости и
трудоустройства
Экологическое право
Экологическое право
Процессуальные отрасли права
Процессуальные отрасли права
Конституционное судопроизводство
Конституционное судопроизводство
Международная защита прав человека
Международная защита прав человека
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства
Человек в XXI в. (Заключение)
Повторительно-обобщающие уроки по главе III
Правовое регулирование общественных
отношений
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п\п
Название раздела,
темы
Тема урока
Дата
Причина
проведе- корректировк
ния по
и
плану
Корректирую- Дата
щее
проведемероприятие
ния по
факту