Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08.2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26» 08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333
Рабочая программа
по истории
на 2022/2023 учебный год - 8 класс
Составлена
учителем истории и
обществознания
Е. Н. Калининой
Рекомендована
педагогическим советом
№ 01 от 26.08.2022 год
с. Почетное, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая
программа по истории разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, авторских программ:Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И., А.Я. Юдовская,
Л.М. Ванюшкина, А.О.Сороко- Цюпа, О.Ю.Стрелова«Всеобщая история. Программа к
предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 класс: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений». - М., Просвещение, 2014; Программа. - Данилов
А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы
(основная школа) : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н.
Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016. Дюличев В.П. «История Крыма. 6 – 11
класс», утверждена Министерством образования и науки Автономной Республики Крым 22
августа 2004 г. (решение коллегии МО АРК от 25.02.2004 г. №2-1), с учетом Программы
воспитания МБОУ Почетненский УВК.
Программа рассчитана на 68 часов в учебном году (2 часа в неделю).
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
современное понимание истории в системе гуманитарного знания и воспитание личности;
формирование представлений об истории Нового времени, как части общемирового
исторического процесса;
рассказ о взаимодействии человека с окружающей природной средой, экономическом
развитии обществ;
целостное и доступное описание государств Европы и Азии и их культурной жизни;
характеристика наиболее ярких личностей и их роли в истории и культуре;
описание становления идей, институтов, понимание которых необходимо современному
человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика);
показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;
оценка значения политического и культурного наследия государств средневековья для
современности. Значение о нем дает возможность формировать у учащихся толерантность,
широту мировоззрения.
освоение значимости Нового времени в истории народов Европы, Азии, России в частности,
а также их места в истории мировой цивилизации;
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и
судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях
отечественной истории эпохи средневековья.
достижение обучающимися результатов изучения общественно-научных предметов
«История России» и «Всеобщая история» в соответствии с требованиями, установленными
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования.
воспитывать патриотизм и формировать любовь к своему отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать как основополагающего элемента
воспитания патриота страны.
2
Задачами реализации программы являются:
1.
Обеспечение условий для достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том
числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
2.
Включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного
пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ;
3.
Создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной
образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
4.
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
5.
Обеспечение условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями,
составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире
профессий;
6.
Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом
процессе;
7.
Создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения
познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и
талантливых;
8.
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
9.
Создание условий для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их
гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
10. Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
11. Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Планируемые предметные результаты освоения истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы,
что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными
видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития
учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и
умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного
содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки
3
учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических
причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование
знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
• российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству,
чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего
края в контексте общемирового культурного наследия;
• усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод
человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующем:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания,
вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
• умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими
действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и
родовидовых связей и др.);
• использование современных источников информации, в том числе материалов на
электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
• умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое
мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно
разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у
учащегося сформированы:
• целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с
древности до настоящего времени;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
4
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого России;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое
отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов
России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических
и культурных памятников своей страны, региона
•
Содержание учебного предмета
«Всеобщая история XVIII в.» 8 класс. (22 часов)
Введение. Эпоха Просвещения. Время преобразований
Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. продолжатели дела гуманистов эпохи
Возрождения. Идеи! Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии.
Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса
и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах
человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к
счастью. Шарль Монтескьё: теория разделения властей «О духе! законов». Вольтер: поэт, историк,
философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях.
Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете, принципы равенства и свободы в
программе преобразований. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в
странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на
формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и
Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные возможности.
Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в
художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного
общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П.
Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное
искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи
Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван
Бетховен. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений
в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне.
Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная
сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве.
Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и
Модели. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных
классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие
правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста
рабочих (буддизм). Цена технического прогресса.
II III
Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за
Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и
хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации.
Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов.
5
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны
североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и
его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и е Военные
действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и
значение Войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные
особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение
идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских
колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу.
Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Ускорение социальноэкономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в
социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности
положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения
просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент
разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик
XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От
Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства,
провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии — начало
революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного
собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света.
Великая французская революция. От монархии к республике. Поход на Версаль. Главные
положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти.
Конституция 1791 г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало
революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые
декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личности и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный
аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская
диктатура и террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона
Бонапарта. Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера —
«якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины
падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт:
военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября
1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в
зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой
французской революции. От традиционного общества к обществу индустриальному.
Модернизация — .обновление, изменение традиционного общества за счёт заимствования
системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира.
Модернизация с позиции теории эшелонированного развития капитализма. Основные черты
индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и
прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция,
монополизация, непрерывный технический прогресс. Завершение промышленного переворота.
ИСТОРИЯ РОССИИ 8 класс.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. 46 часа
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Введение. У истоков российской модернизации.
6
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых
странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый
характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место
России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного
управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного
управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии:
создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество
при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности.
Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.
Ревизии.
Особенности
российского
крепостничества в XVIII в. и территория его
распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и
групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение
чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье,
Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани,
Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России
в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский
мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование
системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её
авторитета и влияния на мировой арене.
Крым в конце XVII - начале XVIIIвв. Взаимоотношения Крыма с Россией. Бахчисарайский
мирный договор (1681г.) Крымские походы В.В.Голицина (1687, 1689гг.). Азовские походы
Петра I (1695, 1696гг.). Константинопольский мирный договор (1700г.).
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения.
Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная
газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных
учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники.
Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории
и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов
России.
Повторительно-обобщающий. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике
европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли
гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка
ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
7
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления.
Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики
в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского
управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России.
Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие
мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.
Внешняя политика в 1725 - 1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и
Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735 -1739 гг. Русско-шведская война 1741 - 1742
гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне1756 1763гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Крым в 30-х гг. XVIIIв. Обострение борьбы за власть между представителями династии
Гиреев. Крым в международных отношениях. Русско-турецкая война 173501739гг. Походы
русских войск под руководством Б.Х. Миниха и П.П. Ласси в Крым. Белградский мирный
договор (1739г.)
Повторительно-обобщающий
Тема 3 . Российская империя при Екатерине II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы.
Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в
формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных
земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое
общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие
мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные
предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа,
Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна
Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного
Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи.
Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев,
буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русскотурецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи
Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в
состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими
странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская
революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в
Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия великая европейская держава.
Присоединение Крыма к России.Русско-турецкая война 1768-1774гг.
В.М.
Долгоруков - Крымский. Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774г.) и его значение. А.В.
Суворов и его деятельность в Крыму. Переселение христианского населения из Крыма (1778г.).
8
Манифест Екатерины ІІ (8 апреля 1783г.). Присоединение Крыма к России. Основание
Севастополя и начало создания Черноморского флота. Образование Таврической области.
Симферополь- областной центр.
Начало эмиграции крымских татар. Переселенческая политика российского правительства.
Г.А. Потемкин и его деятельность в Крыму. Путешествие Екатерины II в Крым (1787г.). Русско
- турецкая война 1787-1791гг. А.В. Суворов. Победа Черноморского флота. Ф. Ф. Ушаков.
Ясский мирный договор (1791г.), значение и итоги войны.
Тема 4. Российская империя при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на
мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для
составления законов Российской империи. Внешняя поли-тика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные
экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Повторительно-обобщающий по темам «Российская империя в период правления Екатерины
II» и «Россия при Павле I» .
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки
в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и
Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский
(шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и
гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции.
Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой
застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер
культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в
дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв
населения, особенности питания.
Итоговое повторение 1 час
Резерв 2 часа
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод.
Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал.
Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша.
Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый
абсолютизм. Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления
(мусульманские).
Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о
рангах. Указ о единонаследии 1714 г. Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю
Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества».
Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории.
9
«Юности честное зерцало». «Слово на погребение Петра Великого» Феофана Прокоповича.
Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гисториясвейской войны». Записки и воспоминания
иностранцев о России.
Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о
губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Городовое положение. Манифест о
вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером.
Указы Емельяна Пугачёва.
Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией.
Ясский мирный договор.
Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из
Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ
Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна,
Ф. М. Апраксин, А. П. Бестужев-Рюмин, Э. И. Бирон, Я. В. Брюс,
А. П. Волынский, В. В. Голицын, Ф. А. Головин, П. Гордон, Екатерина I,
Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М. И. Кутузов, Ф. Я. Лефорт,
И. Мазепа, А. Д. Меншиков, Б. К. Миних, А. Г. Орлов,
А. И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев, царевна
Софья, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования:Батырша, Г.
Байер, В. И. Баженов, В. Беринг, В. Л. Боровиковский,
Д. С. Бортнянский, Ф. Г. Волков, Е. Р. Дашкова, Н. Д. Демидов,
Г. Р. Державин, М. Ф. Казаков, А. Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И. П. Кулибин,
Д. Г. Левицкий, М. В. Ломоносов, А. К. Нартов, И. Н. Никитин, Н. И. Новиков,
И. И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е. И. Пугачёв, А. Н. Радищев, В. В. Растрелли,
Ф. С. Рокотов, Н. П. Румянцев, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев,
В. К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д. И. Фонвизин, С. И. Челюскин, Ф. И. Шубин, И. И.
Шувалов, П. И. Шувалов, М. М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.
№
раздела
и тем
1
2
3
Тематическое планирование
8 класс
«История Нового времени.1800 – 1900 гг.» (22ч)
Наименование разделов и тем
Учебные Контрольные
часы
работы
Ведение
Эпоха Просвещения. Время
преобразований.
Колониальный период в Латинской
Америке.
Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации.
Итого:
10
1
16
Формы
работ
1
Тест
4
1
Тест
22
2
1
«Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству» (46 ч)
№
раздела
и тем
1.
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем
Учебные
часы
Контрольные
работы
Формы
работ
Россия в эпоху преобразований Петра I
Россий при наследниках Петра: эпоха
дворцовых переворотов
Российская империя при Екатерины II.
Российская империя при Павле I.
Культурное пространство Российской
империи в XVIII в.
Резерв
Итого
17
8
1
1
Тест
10
4
4
1
1
Тест
Тест
2
46
1
5
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности
Типы и формы уроков:
изложение нового материала самим учителем,
• комбинированные уроки,
• уроки-практикумы,
• уроки-семинары,
• уроки-конференции,
• повторительно-обобщающие уроки.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность
обучающихся, ведущие
виды деятельности
информационный,
исследовательский, проектный.
Контроль знаний (устный и письменный) осуществляется через проведение
фронтальной беседы, ответы на заранее заданные вопросы, а так же выполнение
тестовых заданий, письменные ответы на теоретические вопросы, составление
сравнительных таблиц и пр.
Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 - 8 класс
на 2022/2023 учебный год.
11
Приложение №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08.2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26»_08. 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333
Календарно-тематическое планирование
по истории
на 2022/2023 учебный год - 8 класс
Составлена
учителем истории и
обществознания
Е. Н. Калининой
Рекомендована
педагогическим советом
№ 01 от 26.08.2022 год
с. Почетное, 2022 год
12
Календарное планирование
по истории (68 ч) в 8 классе
№
п/
п
Дата проведения
1.
Введение. Мир в конце XVII в. У истоков
российской модернизации.
И России.Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I
06.09
Россия и Европа в конце XVII в.
08.09
Предпосылки Петровских реформ.
13.09
Начало правления Петра I.
15.09
Великая Северная война 1700-1721гг.
20.09
Великая Северная война 1700-1721гг.
22.09
Экономическая политика.
27.09
Реформы управления.
29.09
Российское общество в Петровскую эпоху.
04.10
Правовой статус народов и территорий
империи.
06.10
Церковная
реформа.
Положение
традиционных конфессий.
11.10
Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам.
13.10
Крым в конце XVII - начале XVIII вв.
18.10
Перемены в культуре России в годы
петровских реформ.
20.10
Повседневная жизнь и быт при Петре I.
25.10
Значение петровских преобразований в
истории страны.
27.10
Практикум по теме «Россия в эпоху
преобразований Петра I».
08.11
И России. Урок контроля по теме: Россия в
эпоху преобразований Петра I
И. России. Тема 2. Россий при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов
10.11
Эпоха дворцовых переворотов
15.11
Эпоха дворцовых переворотов
17.11
Внутренняя политика и экономика в 1725-1762
гг.
22.11
Внешняя политика России в 1725-1762 гг.
24.11
Национальная и религиозная политика.
29.11
Крым в 30-х гг. XVIII в.
01.12
Практикум по теме «Россий при наследниках
Петра: эпоха дворцовых переворотов».
06.12
И России.Урок контроля по теме: Россий при
наследниках Петра: эпоха дворцовых
переворотов.
И России. Тема 3. Российская империя при Екатерины II.
08.12
Россия в системе международных отношений.
13.12
Внутренняя политика Екатерины II.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Плани
рован
ная
01.09
Перечень разделов, последовательность их
изучения, темы уроков, вид занятия
Примечание
Фактиче
ская
13
29
15.12
30
20.12
31
22.12
32
27.12
33
34
35
36
29.12
10.01
12.01
17.01
37
38
39
40
19.01
24.01
26.01
31.01
41
42
43
44
02.02
07,02
09,02
14,02
45
28,02
46
02,03
47
48
49
07.03
09.03
14.03
50
16.03
51
28.03
52
30.03
53
04.04
54
06.04
55
11.04
Экономическое
развитие
России
при
Екатерине II.
Социальная структура российского общества
второй половины XVIII в.
Народные движения. Восстание Е. И.
Пугачева.
Народы России. Религиозная и национальная
политика Екатерины II.
Внешняя политика Екатерины II.
Присоединение Крыма к России.
Освоение Новороссии и Крыма.
Практикум «Российская империя в период
правления Екатерины II»
Тема 5. Россия при Павле I.
Внутренняя политика Павла I.
Внешняя политика Павла I.
Практикум «Россия при Павле I».
Урок
контроля
знаний
«Российская
империя в период правления Екатерины II»
и «Россия при Павле I».
Вс. и. Тема 1. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (16 ч.)
Вс.и. Великие просветители Европы
Вс.и. Художественная культура Просвещения.
Вс.и. Художественная культура Просвещения.
Вс.и. На пути к индустриальной эре.
Промышленный переворот.
Вс.и. На пути к индустриальной эре.
Промышленный переворот.
Вс.и. Английские колонии в Северной
Америке.
Вс.и. Борьба за независимость. Создание США
Вс.и. Борьба за независимость. Создание США
Повторительно-обобщающий по темам
«Западноевропейская культура XVIII в.»,
«Промышленный переворот в Англии»,
«Образование США».
Практикум по темам «Западноевропейская
культура
XVIII
в.»,
«Промышленный
переворот в Англии», «Образование США».
Вс.и. Франция в XVIII веке. Причины и начало
Великой французской революции.
Вс.и. Великая французская революция. От
монархии к республике.
Вс.и. Великая французская революция. От
Якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта.
Вс.и. Великая французская революция. От
Якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта.
Вс.и. Обобщение и систематизация по теме:
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
14
Вс.и. Урок контроля по теме: Эпоха
Просвещения. Время преобразований.
Вс. и. Тема3. Колониальный период в Латинской Америке. (1 ч)
57 18.04
Колониальный период в Латинской Америке.
Вс. и. Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (4 ч)
58 20.04
Вс.и. Государства Востока: традиционное
общество в эпоху раннего Нового времени.
59 25.04
Вс.и. Государства Востока. Начало
европейской колонизации (Империя Великих
Моголов)
60 27.04
Вс.и. Государства Востока. Начало
европейской колонизации (Китай, Япония)
61 02.05
Вс.и. Урок контроля по темам:
Международные отношения в XVIII в.
Колониальный период в Латинской
Америке. Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации.
Тема 6. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. (4 ч)
62 04.05
Образование,
общественная
мысль,
публицистика, литература в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII веке.
63 11.05
Образование,
общественная
мысль,
публицистика, литература в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в.
64 16.05
Искусство в XVIII в.
65 18.05
Перемены в повседневной жизни российских
сословий. Народы России в XVIII в.
66 23.05
Урок контроля знаний по теме: Культурное
пространство империи. Повседневная жизнь
сословий в XVIII в.
67 24.04
Урок контроля знаний за весь курс
68 25.05
Итоговое повторение
56
13.04
15
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Название раздела,
темы
Тема урока
Дата
Причина
проведе- корректировк
ния по
и
плану
16
Корректирую- Дата
щее
проведемероприятие
ния по
факту
17