Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08.2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26» 08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. № 333
Рабочая программа
по истории
на 2022/2023 учебный год - 6 класс
Составлена
учителем истории и
обществознания
Е. Н. Калининой
Рекомендована
педагогическим советом
№ 01 от 26.08.2022 год
с. Почетное, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая
программа по истории разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, авторской программой Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И., А.Я. Юдовская,
Л.М. Ванюшкина, А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова«Всеобщая история. Программа к
предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 класс: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений». - М., Просвещение, 2014, программа и
тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) :
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е.
Барыкина. — М.: Просвещение, 2016, Дюличев В.П. «История Крыма. 6 – 11 класс»,
утверждена Министерством образования и науки Автономной Республики Крым 22 августа
2004 г. (решение коллегии МО АРК от 25.02.2004 г. №2-1), с учетом Программы воспитания
МБОУ Почетненский УВК.
Для реализации рабочей программы используется учебники: История России .6 кл. Учебник для
общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1/ под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016.;
История Росси .6 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.2/ под ред. А.В.
Торкунова.- М.: Просвещение, 2022.;
- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс:
учеб.дляобщеобразоват. учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.М.: Просвещение, 2022.
Программа рассчитана на 68 часов в каждом учебном году (2 часа в неделю).
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, России в
частности, а также их места в истории мировой цивилизации;
- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах
населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях
отечественной истории эпохи средневековья.
- воспитывать патриотизм и формировать любовь к своему отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать как основополагающего элемента
воспитания патриота страны.
Задачи изучения курса:
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной
идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов
зарубежных стран;
-овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;
-овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в 5-15 вв в их
социальном, политическом, духовно-нравственном контексте, о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного
Отечества;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе
изучения истории и богатства культуры Европы, Азии, Африки и Америки;
-развитие у учащихся способностей выделять общее и различия в развитии отдельных регионов
мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми,
сословиями в эпоху Средневековья;
2
- создание условий для воспитания гражданских и патриотических качеств учащихся;
- формирование личностного отношения к истории своей страны.
Планируемые предметные результаты освоения истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы,
что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными
видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития
учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и
умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного
содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки
учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических
причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование
знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
• российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству,
чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего
края в контексте общемирового культурного наследия;
• усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества,
гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод
человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующем:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания,
вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и
по ходу его реализации;
• умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими
действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и
родовидовых связей и др.);
• использование современных источников информации, в том числе материалов на
электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
3
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое
мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно
разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у
учащегося сформированы:
• целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с
древности до настоящего времени;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого России;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое
отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов
России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических
и культурных памятников своей страны, региона
•
Содержание учебного предмета
История Средних веков 6 класс. (28 часов)
Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи
Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные
изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в
VI— VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской
империи. Франки. Возвышение Хлодвига— вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти
Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная
организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и
регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание
крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах.
Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел
Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь.
Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой
Богом.
Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков.
Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их
поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования
новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.
4
Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги
— «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла
Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских
правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных
походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского
государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая
христианский мир, как идеал «варварских» народов раннего Средневековья.
Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля.
Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для
объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между
наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и
Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах.
Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их
владениях. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян
к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы и их последствия. Система
вассалитета — феодальная лестница. «Вассал моего вассала — не мой вассал». Феодальное
право укрепляло право феодальной собственности.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Феодализм.
Феодальная лестница. Франция в IX –XI вв. Потеря королевской властью значения
центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет - новый избранный
король. Владения короля – его домен. Германия в IX –XI вв.
Англия в ранее Средневековье. Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле
Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и
народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в
Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование
Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в
борьбе с варварским миром. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их
торговых путей. Византия — единое монархическое государство. Император — правитель
новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные
походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними
врагами.
Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост
потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность
и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения
в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии.
Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера
храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для
неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры
на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.
Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их
расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у
южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского
царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение.
Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава
— государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские
5
просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение
Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте
средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей
Мешко I и Болеслава I Храброго.
Тема 3. Арабы в VI—XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.Аравия — родина исламской
религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его
жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед —
проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных
мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского
государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер
морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние
ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф — заместитель
пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку.
Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова.
Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между
двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид.
Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад
халифата.
Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь
Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа.
Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина
(Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского
искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище
ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания —
мост между арабской и европейской культурами.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная
вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев.
Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового
крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное
хозяйство — отличие феодальной эпохи.
В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных
отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и
крепость феодала. Рыцарь — конный воин. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки
рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли.
Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии.
Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и
обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия
и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев.
Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции.
География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за
городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового
поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских
ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры
европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной
Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений.
Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные
места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
6
Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать.
Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания.
Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город
— центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Университеты как явление городской среды и средневекового Развлечения горожан.
Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.
Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки –
общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв.Крестовые походы
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх
сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и
недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых
«доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец.
Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей.
Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя
борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри.
Могущество папы ИннокентияI I I . Церковные соборы и догматы христианской веры.
Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция.
Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.
Крестовые походы.Клермонский призыв папы римского УрбанаI I . Палестина — Святая
земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и
крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и
феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами
государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением —
мусульманами. Духовно- рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение
мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда
Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство.
Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые
походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с
Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского
государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля.
Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба
французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине.
Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и
междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Конфликт между королём Филиппом
IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление
могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты
— французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король
Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к
централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его
реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей
— конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет».
Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость
армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси.
Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и
Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII —
7
новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна
д'Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и
гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней
войны.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление
Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым.
Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции.
Установление единой централизованной власти в Французском государстве. Последствия
объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и
последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти
английского короля в конце XV в.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия —
многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании.
Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата.
Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в
мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных
войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства.
Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XVвв. Подъём
хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость
королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии.
Усиление власти князей в Германии. Завоевание полабских и поморских крестьян. Священная
Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла
как документ, закрепивший феодальную раздробленность страны. Ослабление внутренних
связей между княжествами. От династии Люксембургов к династии Габсбургов: утрата
учреждений и авторитета имперской власти. Усиление самостоятельности германских
государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с
императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как
условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых
городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население,
церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства.
Церковный собор в Констанце.
Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников.
Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы
накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце X I I в.
Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад
Сербии. Византийская империя — потеря былого могущества. Соперничество балканских
государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на
Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на
Косовом поле. МилошОбилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости
Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное
воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование
Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами
Балканского полуострова.
8
Тема 9. Культура Западной Европы в XI—XV вв.
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его
активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Поло. Складывание центров
перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность
средневекового общества. Возникновение университетов. Университет как корпорация
людей интеллектуального труда. Устройство университета. Схоластика — религиозная
философия. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин.
Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и
доказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Ансельм
Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ,
соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение — методы
познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ
рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская
литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочноприключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской
литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и
университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература
— литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви
на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образцы средневекового
изобразительного искусства — памятники церковной архитектуры. Романский и готический
стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая
живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к
возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика
духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового
человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты — Франческо
Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения.
Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии,
медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи.
Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства
огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и
кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало
Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом.
Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение
библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан — единое государство. Император — «Сын неба». Население страны — подданные одного господина —
императора. Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые
связи. Захват чиновниками, военными государственных земель. Образование крупных
поместий. Усиление позиций феодалов. Развитие феодальных отношений. Нарастание недовольства крестьян перераспределением земли. Борьба за права на землю. Крестьянская война
под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание
Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и
развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха,
создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в науках.
Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской
культуры на страны тихоокеанского региона.
9
Индия: установление феодальных отношений. Государственная и местная власть. Раджи.
Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества.
Междоусобные войны раджей. Ослабление страны. Вторжение войск Арабского и
Багдадского халифатов. Образование самостоятельных мусульманских государств на
территории Индии. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда.
Хозяйство и богатства Индии. Торговля и связи с другими странами. Наука. Обсерватории.
Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скульптура и
живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и
пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская
монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.
Государства и народы доколумбовой Америки. Неравномерное развитие народов
Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки.
Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и
связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская
скульптура. Освоение Африки европейцами.Население Северной и Южной Америки и его
занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и
культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир.
Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация
жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов
доколумбовой Америки.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций
и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в
странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая
характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической
системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной
Европе. Место церкви в феодальном государстве.
Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма
в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования,
науки. Складывание нового образа человека и отношений
ИСТОРИЯ РОССИИ
ИСТОРИЯ РОССИИС ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI В.
(40 часов)
Введение. (1 час) Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая
часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории.
Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории.
Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует
историю России.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
(5часов).
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и
общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи
и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство.
Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое
переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их
разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности
10
Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство
восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение
княже ской власти. Традиционные верования славян.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения
древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат;
Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий
киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат.
Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских
народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Крым в древности. Жизнь людей в древнейшие времена. Археологические культуры:
Ямная, Кеми-Обинская, Катакомбная, Белозерская. Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы.
Античные поселения в Крыму. Греческая колонизация Северного Причерноморья.
Боспорское царство. Херсонес Таврический.
Тема 2. Русь в IX-первой половине XIIв. (11 часов)
Образование государства Русь. Политическое развитие Европы в епоху раннего
Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и
особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и
дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь
Олег. Образование государства.
Перенос столицы в Киев. Первые русскиекнязья, их внутренняя и внешняя политика.
Формированиетерриториигосударства Русь. Социально-экономический строй раннейРуси.
Земельныеотношения. Свободное и зависимо население. Крупнейшиерусскиегорода,
развитие ремёсел и торговли. ОтношенияРуси с соседними народами и государствами:
Византией, странамиСеверной и ЦентральнойЕвропы, кочевниками. Святослав и его роль в
формированиисистемыгеополитическихинтересовРуси. Европейскийхристианский мир.
КрещениеРуси:
причины
и
значение.
Владимир
I
Святой.
Зарождениераннейрусскойкультуры, её специфіка и достижения. Былинныйэпос.
Возникновениеписьменности. Начало летописания. Литература и еёжанры (слово, житие,
поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальнаяживопись, мозаики,
фрески. Иконы. Декоративно-прикладноеискусство. Быт и образ жизниразных слоїв
населения.
Русь в конце X — начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского
государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое
развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда,
церковне уставы. Социально-экономический уклад. Земельныеотношения. Уровень
социально-экономического развития руських земель. Дискуссии об общественном строе.
Основные социальные слои древнерусского бщества. Зависимые категории населения.
Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных свіязей
Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитиекультуры. Летописание. «Повестьвременных лет». Нестор. Просвещение.
Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное
искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных
сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации руського общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт.
Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.
Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на
территории Руси.
Таврика в VIII-XI вв. Начало хазарського проникновения в Крым. Крым в епоху
иконоборчества. Возникновение пещерных городов. Византийские владения в Крыму.
11
Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII вв. (6 часов)
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия
политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных
государств. Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских
земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях
политической децентрализации.
Международные святи русских земель. Развитие русской культуры: формирование
региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку
Игореве».
Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. ( 8 часов)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование
Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование
Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное
устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности
населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицію
русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе
международных связей. Южные и западне русские земли. Возникновение Литовского
государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные емли:
Новгородская и Псковская. Борьба с экспансиейкрестоносцев на западнях границахРуси.
АлександрНевский. Политический строй Новгорода и Пскова. КняжестваСевероВосточнойРуси. Борьба за великоекняжениеВладимирское. ПротивостояниеТвери и Москвы.
УсилениеМосковскогокняжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского
господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего
положення московських князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви.
Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях
ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о
погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек.
Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских
землях.
Крымский улус Золотой Орды.Первое появление Чингисхана в Северном
Причерноморье и в Крыму. Полное завоевание Крыма. Создание Крымского Юрта. Солхат –
центр Улуса. Бей и мурзы. Распространение ислама. Мечеть хан Узбека в Солхате.
Тема 5. Формирование единого Русского государства. ( 7 часов)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и
Московского княжеств за объединение русских земель.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая
Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с
Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй
четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение
Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского
Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического
развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви.
Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных свіязей Московского
государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и
региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись.
Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
12
Крымское ханство. Образование Крымского ханства. Хаджи – Гирей – основатель
династии Гиреев. Вторжение на полуостров турок-османов. Вассальная зависимость
Крымского ханства от империи Османов.
Резерв (2 часа)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне.Балты. Финно-угры. Русь.
Подсечно-огневая система земледелия. Город. Село. Дань,полюдье, гривна. Князь, вече,
посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье.Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы.
Традиционныеверования, христианство,православие, ислам, иудаизм. Монастырь.
Митрополит. Автокефалия (церковная).Десятина.
Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика.Летопись.
Жития. Берестяныеграмоты. Былины.
Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. ВоенныемонашескиеОрдена.Крестоносцы.
Централизация. Кормление. Царь. Герб.
ПЕРСОНАЛИИ
Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский,
Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, ВасилийТёмный, Витовт ,Владимир Мономах,
Владимир Святой, Всеволод БольшоеГнездо, Гедимин, ДаниилГалицкий, Даниил
Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай,
Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав
Игоревич, София (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан,
Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.
Общественные и религиозныедеятели, деятеликультуры, науки иобразования:
митрополит Алексий, Борис и Глеб, ДаниилЗаточник, Дионисий, Епифаний Премудрый,
митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий,Нестор, Афанасий Никитин,
Пахомий Серб, митрополит Пётр, АндрейРублев, Сергий Радонежский, Стефан Пермский,
Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.
ИСТОЧНИКИ
Договоры Руси с Византией. Русская правда. Повесть временнихлет. Поучение Владимира
Мономаха. Новгородская первак летопись. Слово о полкуИгореве. ГалицкоВолынскаялетопись. ЖитиеАлександраНевского. ЖитиеМихаила Ярославича Тверского.
Задонщина. Летописные повести о Куликовскойбитве. ЖитиеСергияРадонежского.
Новгородскаяпсалтырь. Берестяныеграмоты.Княжескиедуховные и договорныеграмоты.
Псковскаясудная грамота. Судебник1497 г.
Тематический планирование
6 класс
«История Средних веков» (28 часов)
№
Наименование разделов и тем
Учебные Контрол
раздела
часы
ьные
и тем
часы
1.
Становление средневековой Европы VI –XI вв.
5
2.
Византийская империя и славяне в VI – XI вв.
2
3.
Арабы в VI – XI вв.
1+1
1
4.
Феодалы и крестьяне
1
5.
Средневековый город в Западной и Центральной
1
13
Формы
работ
Тест
6.
7.
8.
9.
10.
Европе
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые
походы
Образование централизованный государств в
Западной Европе XI – XV вв.
Славянские государства и Византия в XIV –XV вв.
Культура Западной Европы в Средние века
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Итого
2
6+1
2
2
1+1
26
1
3
Тест
6 класс
«История России с древнейших времён до конца XVI в.» (42 часов)
№
Наименование разделов и тем
Количес Контро
Формы
раздела
тво
льные
работ
и тем
часы
часы
Введение
1
1.
Народы и государства на территории нашей
5
1
Тест
страны в древности
2.
Русь в IX - первой половине XII века
10
1
Тест
3.
Русь в середине XII – начале XIII века
6
1
Тест
4.
Русские земли в середине XIII – XIV века
9
1
Тест
5.
Формирование единого Русского государства в
7
1
Тест
XV веке
6.
Резерв
4
1
Тест
Итого:
42
6
Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности
Типы и формы уроков:
• изложение нового материала самим учителем,
• комбинированные уроки,
• уроки-практикумы,
• уроки-семинары,
• уроки-конференции,
• повторительно-обобщающие уроки.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность
обучающихся, ведущие
виды деятельности
информационный,
исследовательский, проектный.
Контроль знаний (устный и письменный) осуществляется через проведение
фронтальной беседы, ответы на заранее заданные вопросы, а так же выполнение
тестовых заданий, письменные ответы на теоретические вопросы, составление
сравнительных таблиц и пр.
Календарно-тематическое планирование
Приложение № 1 - 6 класс
на 2022/2023 учебный год
14
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей социально –
гуманитарного цикла
№ протокола 01
от 25.08. 2022 г.
____________Н.С. Салимова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
__________Н.В. Кунахова
«26» 08.2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Почётненский УВК
____________С.Н. Черныш
приказ от 26.08.2022 г. №333
Календарно-тематическое планирование
по истории
на 2022/2023 учебный год - 6 класс
Составлено
учителем истории
и обществознания
Е.Н. Калинина
Рекомендовано
педагогическим советом
№ 01 от 26.08.2022 год
с. Почетное, 2022 год
15
Календарное планирование
№
Дата
п/п проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
по истории 6 класс(68 ч)
Перечень разделов, последовательность их
изучения, темы уроков, вид занятий
план факт
ирова ичес
нная
кая
01.09
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Живое средневековье.
2022
Человек и история. Наша Родина — Россия.
Вс.и. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.) (5 ч)
05.09.
Вс.и. Образование варварских королевств.
2022
Государство франков.
08.09.
Вс.и. Христианская церковь в VI— VIII вв.
2022
12.09.
Вс.и. Возникновение и распад империи Карла
2022
Великого.
15.09
Вс.и. Феодальная раздробленность Западной
2022
Европы в IX—XI веках.
19.09.
Вс.и. Англия в раннее Средневековье.
2022
Вс.и. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2ч)
22.09.
Вс.и. Византия при Юстиниане. Борьба империи с
2022
внешними врагами. Культура Византии.
26.09.
Вс.и.Образование славянских государств.
2022
Вс.и. Тема 3. Арабы в VI—XI вв. (1 + 1ч)
29.09.
Вс.и. Возникновение ислама. Арабский халифат и
2022
его распад. Культура стран халифата.
03.10.
Вс.и. Урок контроля знаний по теме: Становление
2022
средневековой Европы (VI—XI вв.);
Византийская империя и славяне в VI – XI вв.;
Арабы в VI—XI вв.
И. России. Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в
древности (5 ч)
Древнейшие людии их стоянки на территории
06.10.
современной России.
2022
10.10.
Неолитическая революция. Первые скотоводы,
2022
земледельцы, ремесленники.
13.10
Образование первых государств
2022
17.10.
Восточные славяне и их соседи. Крым в
2022
древности.
20.10.
И. России. Урок контроля знаний по теме: Народы
2022
и государства на территории нашей страны в
древности
Вс.и.Тема 4. Феодалы и крестьяне (1 ч)
24.10.
Вс.и. Средневековая деревня и её обитатели.
2022
Вс.и. В рыцарском замке
Вс.и.Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 ч)
16
17
27.10.
2022
18
07.11.
2022
10.11.
2022
14.11.
2022
17.11.
2022
21.11.
2022
24.11.
2022
28.11.
2022
01.12.
2022
05.12.
2022
08.12.
2022
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
12.12.
2022
15.12.
2022
Вс.и. Формирование средневековых городов.
Горожане и их образ жизни.Вс.и. Торговля в
Средние века.
И. России. Тема 2. Русь в IX– первой половине XII в. (10 ч)
Первые известия о Руси
Становление Древнерусского государства
Становление Древнерусского государства
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
Русское государство при Ярославе Мудром.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах.
Общественный строй и церковная организация на
Руси
Культурное пространство Европы и культура
Руси
Повседневная жизнь населения
И. России. Урок контроля знаний по теме: Русь в
IX – первой половине XII в.
Вс.и. Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (2 ч)
Вс.и. Могущество папской власти. Католическая
церковь и еретики.
Вс.и. Крестовые походы.
И России.Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII века (6 ч)
Политическая раздробленность на Руси.
19.12.
2022
31 22.12.
Владимиро – Суздальское княжество.
2022
32 26.12.
Новгородская республика.
2022
33 29.12.
Южные и юго – западные русские княжества.
2022
34 09.01.
Урок обобщение и систематизации знаний по
2023
теме: Русь в середине XII– начале XIII в.
35 12.01.
Урок контроля знаний по теме: Русь в середине
2023
XII – начале XIII в.
Вс.и.Тема7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI –
XVвв) (6+1)
36 16.01.
Вс.и. Как происходило объединение Франции
2023
37 19.01.
Вс.и. Что англичане считают началом своих
2023
свобод
38 20.01.
Вс.и. Столетняя война.
2023
17
39
40
41
42
43
44
45
46
23.01.
2023
26.01.
2023
30.01.
2023
02.02.
2023
06.02.
2023
09.02.
2023
13.02.
2023
16.02.
2023
47
27.02.
2023
48
02.03.
2023
49
06.03.
2023
09.03.
2023
13.03.
2023
16.03.
2023
27.03.
2023
30.03.
2023
03.04.
2023
06.04.
2023
10.04.
2023
13.04.
2023
20.04.
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Вс.и. Усиление королевской власти в конце XV в.
во Франции и в Англии.
Вс.и. Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове
Вс.и. Государства, оставшиеся раздробленными:
Германия и Италия в XII— XV вв.
Вс.и. Урок контроля знаний по темам:
Католическая церковь в XI – XIII вв. крестовые
походы; Образование централизованных
государств в Западной Европе (XII - XIII вв.)
Вс.и. Тема8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. (2 ч)
Вс.и. Гуситское движение в Чехии
Вс.и. Завоевание турками-османами Балканского
полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (2 ч)
Вс.и. Образование и философии. Средневековая
литература Средневековое искусство.
Вс.и. Культура раннего Возрождения в Италии
Научные открытия и изобретения
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1 + 1 ч)
Вс.и. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Государства и народы Африки и доколумбовой
Америки.
Вс.и. Урок контроля знаний по темам:
Славянские государства и Византия в XIV –
XV вв.; Культура Западной Европы в Средние
века; Народы Азии, Америки и Африки в
Средние века
И России.Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV веке (9 ч)
Монгольская империя и изменение политической
карты мира
Батыево нашествие на Русь
Северо – Западная Русь между Востоком и
Западом
Золотая Орда: государственный строй, население,
экономика, культура.
Литовское государство и Русь
Усиление Московского княжества
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Куликовская битва.
Развитие культуры в русских землях во второй
половине XIII –XIV в.
Урок контроля знаний по теме: Русские земли в
середине XIII–XIV вв.
Крым в середине XIII – XIV веке
Крым в середине XIII – XIV веке
18
60
61
62
63
64
65
66
67
68
2023
И России. Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV веке. (7 ч)
24.04.
Русские земли на политической карте Европы и
2023
мира в началеXVв.
27.04.
Московское княжество в первой половине XV в.
2023
04.05.
Распад Золотой Орды и его последствия.
2023
Крымское ханство.
11.05.
Московское государство и его соседи во второй
2023
половине XV в.
15.05.
Русская православная церковь в XV – начале XVIв.
2023
Человек в Российском государстве второй
половиныXVв.
17.05.
Формирование культурного пространства единого
2023
Российского государства.
18.05.
Урок контроля знаний по теме: Формирование
2023
единого Русского государства в XV веке.
22.05.
Крым в XV веке.
2023
25.05.
Итоговое повторение и систематизация за курс 6
2023
класса.
19
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п\п
Название раздела,
темы
Тема урока
Дата
проведения по
плану
20
Причина
корректировки
Корректирующее
мероприятие
Дата
проведения по
факту
21